АРХИВ:

Неласковый май 73-го. Фото

13.03.2013 15:28 | 2015#
Неласковый май 73-го. Фото

Неожиданный резонанс вызвала небольшая публикация в нашей газете «Тот автобус сгорел 40 лет назад» (№22 от 28 мая). Напомним, что речь в ней шла о страшной трагедии, произошедшей в 1973-ем году, когда сгорел автобус с десятками балаковцев, возвращавшихся с празднования Дня химика.


На следующий день после выхода этого номера «Сути» в редакцию пришла очевидец тех событий, бывший работник РТИ Галина Александровна.
Автор опрометчиво написал, что «робкие попытки прошлых лет увековечить память о жертвах одной из самых страшных трагедий не привели ни к чему», - печально заметила она. - Нам было очень обидно читать эти строки, так как в этом году, накануне горького 40-летнего юбилея, на старом Ивановском кладбище был установлен обелиск с именами погибших сотрудников РТИ и членов их семей…


Свою фамилию из скромности Галина Александровна называть отказалась, так как в установке памятной стелы и сборе информации, по ее словам, принимали участие многие люди.


Инициативная группа начала заниматься этим еще в феврале, - рассказывает Галина Александровна. - Мы написали письмо на имя генерального директора БРТ Игоря Васильевича УТКИНА, с просьбой оказать материальную помощь на установку памятной стелы. Руководство БРТ безоговорочно поддержало нас: 30 апреля на профсоюзный счет предприятия из директорского фонда были перечислены 26 400 рублей на изготовление и установку обелиска и ограды. Особая благодарность заместителю гендиректора по социальным вопросам Ольге Владимировне Алексеевой, которая помогла в организации сбора средств на памятник и благоустройство еще одной найденной нами могилы, где нашли свой последний приют две жертвы той страшной трагедии.


Вместе с Галиной Александровной мы поехали на старое Ивановское кладбище.
Вот на этом третьем квадрате кладбищенского массива похоронены все, кто погиб в том злосчастном автобусе, - начала свой скорбный экскурс Галина Алексеевна. - Тогда это место было еще пустующим, поэтому хоронили их именно здесь... У меня до сих пор стоит в глазах сгоревший остов автобуса и куча останков у одной из его дверей. Люди пытались выбраться друг по дружке, но... не смогли. Так и горели - штабелями. Милиция потом организовала оцепление, но все было видно и так. Понять по обгоревшим костям, кто есть кто — было невозможно.


Начальнику ОТК Анне Викторовне Черновскис удалось выбраться из горящего автобуса. Но она несколько раз возвращалась обратно, бросаясь в огненное пекло, чтобы найти своего 15-ти летнего сына Юру. Получив 90% ожогов тела, несчастная женщина скончалась в больнице. Мать и сына похоронили вместе. Нам удалось отыскать их заросшую кустарником могилу, ее привели в порядок и установили новый памятник с фотографией.


А началось все с того, что мы с моей бывшей коллегой по работе в РТИ отыскали могилу нашей Майечки Васендиной: памятник был в плачевном состоянии, зато овальчик с ее фотографией сохранился отлично. Мы обратились в кладбищенский архив, чтобы узнать место захоронения остальных погибших. Нам выдали список с указанием номеров могилок, но за сорок лет таблички, увы, не сохранились: время и кладбищенские мародеры, которые в 90-е годы растаскивали с могил любой металл — сделали свое дело. Поэтому мы решили, что местом установки обелиска с именами погибших будет вот эта могила, где предположительно похоронена Майя.


Поймав мой удивленный взгляд, Галина Александровна пояснила. Останки тогда собрали в общую кучу и куда-то увезли из города, якобы на опознание. Родственникам потом выдавали не гробы с останками, а урны с прахом. Про ДНК-исследования, в то время даже никто не слышал... И я предполагаю, что в тех урнах мог оказаться прах кого угодно из числа погибших в тот день.
Фамилии, указанные на памятнике, — это только работники РТИ и члены их семей, а остальных погибших сюда не заносили во избежание путаницы. Знаете, почему в том автобусе оказалось так много людей? Празднование Дня химика проходило на природе, и туда приехало много приглашенных, как говорят «друзья друзей»... А к финалу пикника пошел дождь, и все поспешили занять место в автобусе, поэтому народу набилось под завязку. Проходы были забиты поклажей и сумками... По одной из версий, в автобусе находился бытовой газовый баллончик, взрыв которого и поставил смертоносную точку в этой истории.


Перед тем, как покинуть кладбище, Галина Александровна обратила мое внимание на множество безымянных бетонных обелисков, изготовленных по одному образцу. - Такие памятники ставили всем, кто погиб в тот день, - пояснила моя собеседница. И в том, что многие могилки заросли кустарником, это еще не показатель забвения. На комсомольскую стройку приезжала молодежь со всех городов Советского Союза, поэтому родственные балаковские корни были далеко не у всех. Так что — не забыты они, - Галина Александровна кивнула на обелиск: снова все вместе, как в тот трагический день.



























Автор: Алексей Карпов
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
25.04.2024 11:19 | 373 | 4

Наша Даша - в Зените!

НОВОСТИ ВЧЕРА