АРХИВ:

Прикоснуться к святыне

24.01.2017 9:55 | 319#
Прикоснуться к святыне

– Все помнишь?! В купели нужно окунуться троекратно!
И обязательно с головушкой!
Ты только того... смотри там, матом не заори! – вразнобой напутствовали меня белёвские мужики.


– Это же каким нехристем надо быть, чтобы в святом месте матом орать! – возмутился я. Мужики в ответ дружно засмеялись:
– Вода в купели просто жуть какая студеная! После первого нырка «нота ...ля» сама вырывается! Ну, иди уже, а мы тебя здесь, внизу, подождем.

«ДВОЙНИК»
Поднявшись по многоступенчатой лестнице, ведущей к деревянному терему со священной купелью, я открыл дощатую дверь и... оторопев, застыл на пороге. В раздевалке на скамеечке сидел и внимательно смотрел на меня... Иисус Христос! Ну просто один в один, как на иконе «Спас Нерукотворный». Невольно подумалось: на конкурсе двойников этот человек безоговорочно получил бы Гран-при... Бородка и длинные волосы – это ерунда: их отрастить можно... Поразило непередаваемое выражение глаз незнакомца! Казалось, они испытующе сканируют, чтобы через секунду выдать результат, кто ты такой и что из себя представляешь.
Следующего мгновения хватило, чтобы ощутить, сколько кроткой смиренности, доброты и вселенской печали сконцентрировано в этих огромных, в пол-лица, глазах. Сходство сидящего со Спасителем дополняла и белоснежная простыня, перекинутая через плечо на манер тоги.
Выйдя из ступора, я вежливо поздоровался с сидящим, и он с несовременной витиеватостью ответил на приветствие проникновенным и мелодичным голосом. Это еще больше усилило впечатление, произведенное его внешностью. И в тот же момент, будто по команде, за стенкой, на женской половине, на три голоса красиво и слаженно запели какую-то неизвестную мне торжественную молитву. Невольно подумалось: «И куда же это я, грешный, попал?»

ОБЖИГАЮЩАЯ КУПЕЛЬ
Внутри было сумрачно. От воды веяло лютой, парализующей волю, арктической стужей. Одна только мысль о погружении в эту ледяную купель вызвала волну «гусиков», пробежавших по всему телу. Однако, скинув одежду и троекратно перекрестившись, я решительно шагнул к черному зеву купели...
Зайдя в воду по грудь и накрепко ухватившись за шаткие деревянные перильца, я умудрился дважды окунуться, как и было велено, «с головушкой». Третье погружение произошло уже в бессознательном состоянии: перехватило дыхание, исчезли мысли, звуки и ощущение тела – будто и нет тебя вовсе!
Всем известная русская нота «...ля», о которой предупреждали мужики, уже готовая вырваться на волю, захлебнулась вместе с немым возгласом. Только поднимаясь по ступеням, я впервые понял истинный смысл выражения «обжигающий холод»... Тело горело, будто ошпаренное кипятком, но уже постепенно возвращалось дыхание и ощущение реальности... Вот это перезагрузка!
– Как же это вы так лихо в купель-то окунулись! Сразу видно, что впервые в этих местах, – то ли одобрительно, то ли осуждающе прокомментировал мои погружения незнакомец.
– Наверное, что-то не так сделал? – поинтересовался я.
– Да все так! Просто удивительно мне: святой Макарий очень строгий и далеко не всех к своему источнику допускает. Бывает, люди издалека приедут, усердно молятся, а к купели подойдут и застынут столбом, будто парализованные. Постоят-постоят да и возвращаются восвояси. Это их святой Макарий не пускает! Хотя, может, и бесы... Такое со многими бывает, я сюда круглый год прихожу, всякое видел. А вы так с маху залетели и... р-раз, как в бассейн! Удивительно-о! – вновь повторил он.
Мы познакомились и разговорились. Незнакомец оказался монахом из соседнего монастыря.
Андрей, так звали монаха, поразившего меня своим обликом, поведал легенду о возникновении родника, в воды которого я погружался. Рассказ его оказался необыкновенно интересным, поэтому передам от первого лица – так, как услышал и запомнил.

СВЯТОЙ МАКАРИЙ
Свято-Введенская Жабынская Макариевская пустынь была основана в 1585 году преподобным Макарием – первым настоятелем монастыря. Родился Макарий Жабынский при Иване Грозном и уже в ранней молодости за усердие был удостоен священного сана. Однажды Макарий углубился в чащобу, выбирая деревья для постройки нового храма, и наткнулся на поляка, который, отбившись от своего войска, несколько дней плутал в лесу. Он уже обессилел и не мог говорить, а только жестами просил: «Отче, пить!»
Макарий его сразу узнал. Это был один из тех ляхов-разбойников, что разграбили и сожгли Жабынскую обитель. Однако инок, помня заповедь Божию «возлюби врага своего», переборол в себе ненависть к врагу и стал молиться за спасение его души и просил Отца Небесного напоить жаждущего. И вдруг рука Макария, в которой был зажат деревянный посох, сама собой поднялась, затем резко опустилась. В том месте, где вонзился конец посоха, из земли забил студеный ключ!
Сначала это была небольшая ямка с мутной водой, но Макарий расширил ее, разодрав пальцами дерн, и заструилась вода – живительная, целебная… А спасенный поляк, пораженный чудесным явлением источника, впоследствии принял православную веру и остался жить на Руси.
Студеный ключ и по сей день бьет из земли, поит живительной влагой ручей Жабынец и людей, приходящих к нему. Вода этого источника и чистосердечная молитва св. Макарию многих исцелила от болезней.
В 1623 году игумен Макарий закончил свой земной путь. После его кончины обитель не раз закрывалась, горела, иноки ее расходились по другим монастырям. Но мощи св. Макария всегда оставались в Жабыни. И на рубеже XVII–XVIII веков народ стал почитать его как святого. А в 1816 году произошло чудесное событие. В обители, на месте обветшавшей деревянной часовни, решили поставить каменную церковь. Приступили, помолясь, к делу, стали копать рвы для фундамента и… обрели мощи преподобного Макария. Нетленные мощи были перенесены в главный храм обители – Введенский Макарьевский собор, где они покоятся и по сей день.
– Вы еще не были в соборе? Ну как же так! Непременно посетите! – напутствовал меня монах на прощание.

БЕЛЁВСКИЕ ЧУДЕСА
А в древнем храме меня ждали не менее удивительные события. Помня о правилах, которые необходимо соблюдать при посещении церкви (не следует озираться по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо), я, ничем не привлекая к себе внимания, встал в сторонке. И тут же ко мне устремились два священнослужителя. Один из них, приветствуя, обнял меня, приговаривая о том, как же они рады видеть меня здесь, в храме!
Батюшки общались со мной так радушно и искренне, будто только и ждали моего прихода. Смутившись, я пытался донести до них, что, наверное, они меня с кем-то перепутали, ведь здесь я оказался впервые. Священники заулыбались:
– Да мы так и поняли! Именно поэтому хотим познакомить вас с нашими святынями и достопримечательностями, а у вас память о них останется! После не слишком длительного, но необыкновенно интересного экскурса священники на прощание подарили хорошо оформленные издания о белевских храмах и монастырях, брошюрку с жизнеописанием святого Макария и... открытку с изображением купальни, в которой я только что побывал.
Слегка обескураженный столь радушным приемом, с подарками в руках, я дошел до машины, в которой меня дожидались белевцы.
– Окунулся? Точно три раза? Ай, молодца-а! Теперь целый год ничем болеть не будешь, никакая хворь не прицепится! – одобрительно посмеивались они.
А ведь, и правда, целый год абсолютно ничем не болел!

Автор: Суть № 1, Алексей ТОЛИН. Балаково – Белёв
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
25.04.2024 11:19 | 373 | 4

Наша Даша - в Зените!

НОВОСТИ ВЧЕРА