На пике дискуссий. Дорожная перспектива фосфогипса
Технический гипс (фосфогипс) продолжает волновать умы ученого сообщества и дорожных строителей. Материал дешевый, доступный, безопасный – почему бы и не использовать его при возведении трасс?Возможность применения этой старой новой технологии в прошлом году была подтверждена на деле.
Речь идёт о программе восстановления сельских дорог, которую Балаковский филиал АО «Апатит» реализовал в сёлах Быково-Отрогского муниципального образования. 8 километров разбитых внутрипоселковых трасс в Кормёжке, Маянге, Сухом Отроге и в самом муниципальном центре превратились в настоящие магистрали, в основание которых лёг технический гипс. Сверху – щебень и асфальт, и внешне эти дороги не отличить от обычных, построенных по традиционной технологии. А вот по свойствам они, возможно, превзойдут своих «сестёр». О малоизученных свойствах и перспективах применения технического гипса говорили на минувшей неделе в Саратовском национальном исследовательском государственном университете (СГУ) им. Н. Г. Чернышевского. Здесь обсудили итоги работы в рамках соглашения, заключённого 30 июля 2015 года между СГУ и Балаковским филиалом АО «Апатит» (группа «ФосАгро»). Этот документ предусматривает всестороннее изучение технического гипса (фосфогипса), который образуется на предприятии в результате производства фосфорной кислоты, и определение направлений его возможного использования.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков, руководитель регионального министерства промышленности и энергетики Максим Шихалов, директор управляющей организации по Балаковскому филиалу АО «Апатит» Алексей Грибков, ректор СГУ им. Н.Г. Чернышевского Алексей Чумаченко, заместитель директора Балаковского филиала АО «Апатит» по работе с региональными органами и органами государственной власти Максим Кузнецов собрались за круглым столом, чтобы подробно обсудить вопрос.
Об основных итогах совместной работы рассказал начальник отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ Сергей КОРОТКОВСКИЙ:
– Главным достижением стало согласование в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации Стандарта организации дорожных одежд из фосфогипса дорожного. Работу над ним мы начали ещё в 2015 году. В результате в документ вошли рецензии, протоколы испытаний. Разумеется, не обошлось и без заключения экологов, которые в итоге подтвердили безопасность применения технического гипса в строительстве дорог. Аналогичное заключение было получено и в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
г. Москве». В ходе исследований выяснилось, что прочностные характеристики технического гипса до 9 раз выше требуемых стандартов к основаниям дорог, а по модулю упругости основания – до 10 раз. Ещё один важный параметр – с течением времени прочностные характеристики основания только возрастают. Теперь перед нами стоят новые задачи. В 2017 году мы планируем получить и согласовать в Министерстве строительства и ЖКХ РФ стандарт, разрешающий использование технического гипса при строительстве дорог в городских поселениях и дворовых территориях. Необходимо внедрять технологии переработки технического гипса и изготовления из него строительных материалов. Гипсовые блоки будут обладать очень низкой себестоимостью. Из них можно будет сооружать фермы для крупного рогатого скота, здания для хранения зерна. В итоге мы хотим перерабатывать 100% всего технического гипса Балаковского филиала АО «Апатит».
Сергей Коротковский добавил, что много работы предстоит и в сфере дорожного строительства. По его словам, необходимо провести совещание с руководителями всех муниципальных образований Саратовской области, понять, где необходимо построить новые дороги. Затем эту информацию передать в областное правительство, которое, в свою очередь, сможет выступить с предложением реализовать разработанную программу восстановления сельских дорог на федеральном уровне.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай ЧУРИКОВ подчеркнул необходимость совместной работы и заверил, что сотрудничество с руководителями муниципальных образований Саратовской области начнётся уже в этом году:
– Мы непременно будем пытаться внедрить эту новую доступную технологию в Марксовском, Духовницком, Пугачёвском, Вольском районах. Встречи с их главами уже запланированы. Считаю, что технический гипс довольно перспективный материал. И я полностью поддерживаю заключения, озвученные Сергеем Коротковским, поскольку наши специалисты также исследовали этот материал и пришли к аналогичным выводам. Я хочу сказать спасибо руководству завода, научному сообществу за настойчивость и целеустремлённость. Предлагаемая технология перспективна. Правда, необходимо решить одну проблему – ограниченный срок использования материала. Технический гипс довольно быстро твердеет и потому может использоваться лишь в соседствующих с Балаковским районах.
Но Сергей Коротковский добавил, что не так давно сотрудники университета определили, что технический гипс при температуре до минус десяти градусов кристаллизуется медленнее, что позволяет применять его даже в зимнее время и, охлаждая, перевозить на более дальние расстояния.
– Я хочу поблагодарить сотрудников университета за проделанную работу, – добавил в своём выступлении директор управляющей организации по Балаковскому филиалу АО «Апатит» Алексей ГРИБКОВ. – Эта работа ценна тем, что она проводится не в лабораторных пробирках, а реализуется на практике. В этом заинтересовано и руководство Балаковского района, с которым провели ряд встреч и определили план работы. В прошлом году мы уже реализовали программу восстановления сельских дорог в Быково-Отрогском муниципальном образовании Балаковского района. С применением технического гипса отремонтировано 8 километров. Восстановление сельских дорог – только начало пути. Ведь технический гипс можно использовать в строительстве трасс более высокого класса. Надеемся, что совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства мы попытаемся решить дорожную проблему региона.