АРХИВ:

Дорогами войны. История создания документального цикла

23.05.2017 9:50 | 623#
Дорогами войны. История создания документального цикла

В 1998 году на экраны страны вышел фильм Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Это был самый разгар борьбы с коммунистическим прошлым.
Хотя Парады Победы тогда и проводились, но такого бурного внимания к ветеранам, как в советское время и в наши дни, тогда не было.


Напоминанием о том, что они есть, что именно они отстояли мир в 45-м, и стало «Сочинение ко Дню Победы». В фильме много сатирических сцен, грустного юмора. И многозначительным многоточием для размышления становятся последние сцены, когда ветераны проходят перед камерой, отдают честь и уходят… уходят навсегда…
После этого у меня и родилась идея создать цикл документальных фильмов, основанных на воспоминаниях ветеранов. Я тогда работал редактором службы информации телекомпании «ТВ Экспресс», так что добро на съёмки от руководства получил быстро, тем более что дополнительной зарплаты я не попросил, посчитав этот проект делом чести.
Общее название цикла родилось само собой – «Дорогами войны»: ещё в детстве прочитал несколько выпусков воспоминаний ветеранов, которые издавались под такой шапкой. Мелодию для заставки тоже долго не искал: «Эх, дороги…» – что же ещё? Проблема заключалась только в документальных кадрах: тогда ведь хроника Великой Отечественной не была такой доступной, как сейчас. На первых порах помогали видеокассеты с документальными фильмами: один – по истории немцев Поволжья, другой – по истории Красной армии. Благодаря им, компьютерщиком Владимиром Змовиком и заместителем директора Дмитрием Петровым, который сейчас возглавляет ГТРК «Саратов», и была сделана заставка. А в дальнейшем использовались и кадры из художественных фильмов о войне.
Была проблема и с музыкой. Тогда ещё компьютеров не было, а значит, и не было такого обилия музыкальных дисков. Поэтому подбирал музыку не всегда такую, какую хотелось, а такую, какая была под рукой.
Монтаж тоже шёл намного сложнее, чем сейчас. Монтажка была линейная, и фильм приходилось собирать с видеокассет. Порой я даже не знал, что получится в итоге. Поэтому пришлось освоить азы монтажа, чтобы ни от кого не зависеть. Порой брал в руки и видеокамеру, потому что видеооператор не мог выезжать на съёмки тогда, когда это было нужно.

Ветеранов старался подбирать разных, чтобы получилась своеобразная энциклопедия войны. Среди моих героев были и партизаны, и артиллеристы, и связисты, и тыловики, и блокадники, и узники, даже бывшую беспризорницу военных лет нашёл. Долго думал, стоит ли давать название каждому фильму, и решил, что в этом нет необходимости. Поэтому получилась многочасовая видеоэпопея о Великой Отечественной войне.
Ветераны рассказывали мне о том, о чём до этого никому не рассказывали. В 1999–2000 гг., к 55-летию Победы, успел сделать 23 фильма. Потом наступил перерыв, и в 2003 году я решил продолжить работу, теперь уже к другому юбилею Победы. Проект был задуман грандиозный: к 60-летию Победы – 60 фильмов. Здесь уже стало полегче. По НТВ прошла знаменитая документальная эпопея «Неизвестная война», и я практически все фильмы списал с телевизора. Теперь у меня был огромный выбор кадров военной хроники.
Появились компьютеры – стало легче и быстрее монтировать. Да и музыку уже на дисках можно было подбирать, какую хочешь. Правда, работать приходилось по выходным, потому что в будничные дни монтажки были заняты. Но монтажёры не сопротивлялись, даже если знали, что им за это не заплатят. Они говорили: «Дело святое! Мы готовы с тобой работать и за так».
Проект нашёл финансовую поддержку у местной администрации (тогда её возглавлял Алексей Саурин) и у областного правительства (во главе него стоял Дмитрий Аяцков). Он осуществлялся тогда, когда ещё не было телеканала «Звезда», когда ещё не было такого огромного количества документальных фильмов о войне, тем более мемуарного характера.

Когда проект закончился, я задумался: а как его сохранить? Ведь кассеты, на которые он был записан, со временем просто бы осыпались. Надо было их оцифровать. «Экспресс» деньги на это тратить не хотел, и пришлось обращаться к спонсорам. Тогда мне очень помогли руководитель Балаковского филиала банка «Экспресс-Волга» Олег Белов, бизнесмены Артур Колосов и Валерий Манукян. Вот так удалось привести проект в законченный вид.
Получилось 14 дисков, оформленных соответствующим образом (спасибо моему коллеге, видеооператору и компьютерщику Владимиру Долотину, увы, не так давно ушедшему из жизни). Теперь их можно было смело дарить. И первым, кто их получил в подарок, стал музей боевой славы на Соколовой горе в Саратове. Там прошла и презентация 2 февраля 2006 года.
Музейные работники пригласили представителей ветеранских организаций и военкомата. Конечно, я с гордостью представил им свой проект. Но такой бурной реакции не ожидал. Несмотря на то что я показал только отрывки, одна женщина-ветеран буквально встала передо мной на колени. Я был просто в шоке!
В 2006 году я получил за этот проект премию имени саратовского журналиста Александра Никитина (она ещё только была учреждена, и я стал первым её обладателем) и ещё несколько грамот: от областного совета ветеранов, от областного военкомата, от международного проекта «Живые голоса истории». Казалось, успех эпопее гарантирован. Но не тут-то было.

Все мои попытки продолжить проект не увенчались успехом. Куда я только не писал: в правительство области и России, депутатам, бизнесменам. Ни ответа ни привета. Откликнулась только депутат Саратовской областной думы от Балакова, тогда справедливоросс Людмила Савочкина, но на другое предложение – сделать копии фильмов для всех школ и библиотек города и района. Сделали. Надеялся, что получившие подарок обрадуются: прекрасное же видеопособие и для уроков истории, и для внеклассных мероприятий. Тем более что многие из моих ветеранов ещё были живы. Как было бы здорово: посмотрели фильм и встретились с его героем. Что может быть лучше такого живого патриотического воспитания?! Но диски были просто поставлены на полки и использовались очень редко.
Теперь из героев эпопеи в живых остались единицы, и в силу возраста далеко не каждый из них способен рассказывать так, как 13–18 лет назад.
Правда, за эти годы удалось осуществить ещё один проект. У меня сохранились рабочие съёмки воспоминаний почти половины ветеранов, и я предложил Государственному архиву Саратовской области их оцифровать, чтобы создать отдельный фонд. Его директор Наталья Широва согласилась. И теперь в областном архиве есть не только фильмы, но и более 40 часов рабочих съёмок. Далеко не каждое региональное архивохранилище может этим похвалиться.

Автор: Суть № 18. Юрий КАРГИН
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА
19.04.2024 9:39 | 188 | 2

Приглашаем на работу