АРХИВ:

Суда на Волге - ни туда и ни сюда!

12.07.2017 9:20 | 1833#
Суда на Волге - ни туда и ни сюда!

Насколько реально возрождение скоростного волжского флота, провозглашенное руководством Саратовской области?
Больше 20 лет по Волге в акватории Саратовского региона не ходят знаменитые «ракеты» и «метеоры» — скоростные посудины на подводных крыльях в середине 90-х частично сдали в металлолом, а в большинстве продали в Китай.


Оказавшись один на один перед лицом деиндустриализации и развала экономики, Саратовская область не смогла обслуживать этот перспективный и удобный, но при этом, чего греха таить, дорогостоящий вид транспорта. Шли годы, положение дел менялось, но, несмотря на временный всплеск углеводородных сверхприбылей, реальный сектор развивался обратно пропорционально росту дивидендов топ-менеджеров корпораций и владельцев крупного бизнеса. Транспортная инфраструктура в целом и речная, в частности, не стала исключением — она деградировала вместе со страной, накрытой «стабильностью» и бюджетным колониализмом. Пассажирский флот скукоживался, речные трамвайчики, как и их сухопутные рельсовые собратья, приходили в негодность, в то время как Волгу бороздили лишь баржи с песком и нефтепродуктами да частные катера. Тем не менее, в 2017 году региональные власти замахнулись почти что на Вильяма нашего Шекспира, точнее — заговорили о возможности возрождения судоходного флота.

Об этом заявил сам губернатор Валерий Радаев в выступлении 14 мая, на заседании круглого стола в рамках форума «Среда для жизни. Квартира и город».
Глава региона, в частности, рассказал, что область работает над тем, чтобы приобрести «метеоры и ракеты» для создания новых линий для туров выходного дня. Туристические теплоходы предполагается пустить в Хвалынск.

В следующий раз о возможном появлении на Волге скоростных судов на брифинге 23 мая сообщил замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Балакин. Отвечая на вопросы журналистов о вероятности запуска быстроходного водного транспорта, он пояснил, что поручение о проработке дополнительных маршрутов уже было дано Валерием Радаевым. По словам г-на Балакина, которые процитировали несколько информационных агентств, предполагается, что быстроходные суда будут запущены уже не по туристическим, а по дачным направлениям. При этом, по данным замминистра, пока рассматривается маршрут Саратов-Балаково, а не Саратов-Хвалынск, как говорил ранее г-н Радаев, и не Саратов-Энгельс, как утверждал руководитель Общественной палаты Александр Ландо.

Под крылом «Метеора» никто не поёт
О судьбе скоростных судов на подводных крыльях мы говорим с замдиректора ОАО «Пассажирское речное управление» Александром Никоновым. Александр Николаевич — ветеран волжского флота: с начала 1980-х годов он ходил на «ракетах» и «метеорах» 14 сезонов и не понаслышке знает об истории волжского судоходства и перспективах возрождения скоростного сообщения.

«СП»: — Когда в Саратове появились первые скоростные суда?
— Первое судно на подводных крыльях появилось в Саратове в конце 1950-х годов. Лично я увидел первую «Ракету» 38-й модели в 1960-е годы. Хорошо помню это время — тогда строился мост Саратов-Энгельс. Помню, как многие прибегали на берег (тогда там был пляж) смотреть, что это за штука. Когда я впервые увидел «Ракету», она была в водоизмещающем положении, то есть не было видать крыльев. Но все прыгали, ныряли и щупали эти крылья. Тогда у меня и зародилась мечта работать на скоростном флоте.

«СП»: — А когда такие суда стали массовыми?
— Года через два после появления первой «Ракеты» стали поступать «метеоры». Первыми были «Метеор-36», потом «Метеор-43», «Метеор-100» и т. д. Тогда существовала программа развития скоростного флота: старые «метеоры» заменяли новыми, всё поддерживалось в надлежащем состоянии.

«СП»: — Сколько «ракет» и «метеоров» ходили в Саратовской области в лучшие годы?
— Было около десяти «метеоров» и «ракет». «Ракета-105», на которой я работал, «Ракета-242» и старенькая «Ракета-38» — та самая, которую я увидел ещё школьником и решил посвятить себя речному флоту.

«СП»: — В связи с чем скоростной флот в нашем регионе стал угасать?
— Когда началась перестройка, стали обсчитывать экономичность скоростного флота. Посчитали и решили, что надо всё это сворачивать — «метеоры» с «ракетами» работают в год четыре, максимум, пять месяцев, а всё остальное время простаивают. При этом надо содержать команду и обслуживание судов. Ремонт тоже, я бы не сказал, что сложный, но он должен обязательно проходить на берегу или на понтонах, на которые ставили скоростной флот. Дальше — клёпка. Поначалу мы привлекали авиационный завод, чтобы проклепать нуждающееся в ремонте судно. Также мы организовали свои, отдельные от авиазавода, бригады клёпальщиков, в том числе я и сам участвовал в этом процессе. Дело, в общем, было налажено: мы даже снимали крылья, под крыльями заменяли листы, повреждённые коррозией.

«СП»: — Ремонт производили в грузовом порту в Юрише?
— Был единый грузовой и пассажирский порт, мы ещё не отделились в начале 90-х годов. Когда отделились, пассажирский порт стал дочерним предприятием. Но, возвращаясь к истории сворачивания скоростного флота в Саратове, многие считали его неэкономичным. Народу стало в 90-е ездить меньше по понятным социально-экономическим причинам. В итоге, в 1994—1995 годах, было принято решение сдать в аренду суда на подводных крыльях в Китай.

«СП»: — То есть в 1993 году «ракеты» и «метеоры» ещё ходили, а в 1994-м — уже нет?

— Нет, ещё кое-что было. В 1994—1995 годах линия по маршруту Саратов-Куйбышев была сокращена до маршрута Саратов-Сызрань. Потом скоростные суда ходить перестали.

«СП»: — Получается, что «метеоры» и «ракеты», которые работали в Саратове, ходили не только внутри Саратовской области, но и в соседние регионы?
— Да, до Куйбышева, нынешней Самары, ходили. Куйбышев, Золотое — это был как раз мой маршрут. Я 14 навигаций отработал, из которых лет десять — на этой линии. Из Волгограда к нам ходили скоростные суда, но они были приписаны к Волгоградскому пароходству. И из Куйбышева к нам ходил один «Метеор» из их пароходства.

«СП»: — А из других волжских регионов — из Ульяновска, к примеру?
— Нет, оттуда к нам они не ходили, хотя в Ульяновске тоже был свой скоростной флот. Из Ульяновска в Куйбышев было сообщение. Но можно было из Саратова в Ульяновск доехать на «метеорах» через Куйбышев с пересадкой или наоборот.

«СП»: — Если брать лучшие годы, какой был тогда спрос на такие перевозки? Большой был пассажиропоток?
— Если честно, до сих пор у многих ностальгия. Уже больше 20 лет нет «метеоров» и «ракет», а до сих пор ностальгия не только у речников, но и у многих людей старшего поколения: «Когда же мы до Самары или Волгограда сможем ездить на этих судах?». Всё-таки был комфорт — обслуживание было хорошее, и скорость высокая позволяла быстро добираться, и как развлечение такие сообщения воспринимались, и как туризм.

«СП»: — Как вы оцениваете планы областных властей восстановить скоростной флот? Реально ли это сделать в нынешних условиях, смогут ли нынешние «эффективные менеджеры» пойти дальше слов?
— Восстановить сообщения на «метеорах», или, как я слышал, говорили про планы пустить по Волге «Восход» — это, если не брать в расчёт финансовую сторону вопроса, не проблема. Проблема, повторюсь, заключается в обслуживании. Суда на подводных крыльях нельзя в зиму хранить на плаву. Если это делать, просто разморозится система подачи воды в двигатели. Может, правда, и не разморозится, но при условии, если зимы не будут холодными. Моё мнение: одна организация не потянет содержание таких судов. Нужно работать в комплексе: Пассажирское речное управление, речпорт, возможно, какие-то частные организации-перевозчики и не только перевозчики. Например, Балаковский судоремонтный завод.

«СП»: — Кстати, к вам из правительства не выходили с какими-то проектами по возрождению скоростного флота?

— Естественно, выходили. Раньше и я этим вопросом занимался, а сейчас — наш директор ведёт переговоры по скоростному флоту, в том числе по поводу создания маршрута в Сабуровку, где будет аэропорт.

«СП»: — А инфраструктура обслуживания таких судов сохранилась? Условно говоря, есть хотя бы места зимней «парковки» «ракет», «метеоров» и «восходов» в Саратове?
— Если говорить про небольшое количество судов, то есть. В порту, например, сохранился 100-тонный кран. Он действующий и не списанный. Если говорить про стоянку, для этого нужна не очень большая площадка. Просто на неё необходимо установить стапели или, к примеру, организовать зимнюю стоянку в Балаково.

«СП»: — Насколько сложно готовить специалистов для обслуживания таких судов?
— С подготовкой капитанов есть определённые проблемы, потому что требования такие. Нужно поработать определённое время на рейдовом, водоизмещающем, флоте. Обязательно, пассажирском или на шлюзовых теплоходах. Раньше к нам были требования — иметь такой опыт работы не менее пяти лет. После этих пяти лет мы должны были отстажироваться навигацию и только затем получить допуск работать на скоростном флоте штурманами, но ещё не капитанами. При этом, как минимум, необходимо окончить техникум речного флота, а ещё лучше получить специальное высшее образование.

«СП»: — Техникум водников у нас ещё существует, а что касается высшего образования, про какие учебные заведения идёт речь?
— Речь идёт о специализированных вузах, которых нет в Саратовской области. Есть такой вуз в Нижнем Новгороде — Волжский государственный университет водного транспорта.

«СП»: — В Саратовской области много таких специалистов, которые могли бы, в случае, если скоростной флот вдруг возродят, стать капитанами?
— У нас же каждые пять лет надо аттестовываться, проходить курсы и т. д. А так как с 1995 года у нас нет скоростного флота, всем бывшим скоростникам в любом случае нужна стажировка. Хотя бы месяц, но стажировка нужна. И курсы. То есть нужно в любом случае отучиться в Нижнем или в других городах, где есть соответствующие организации. Но людей у нас мало осталось, кто ещё помнит «метеоры» и знает, как на них ходить. У нас есть ребята, которые ходят на пассажирских судах, но их, опять же, надо стажировать. При этом вряд ли они смогут стать капитанами — только штурманами или дублерами. А вообще, стоит набирать прошедшую специализированный техникум или лучше вуз молодёжь, но на её подготовку, как я говорил, нужно не менее пяти лет. То есть в любом случае в эту навигацию собрать специалистов будет весьма проблематично, если не привлекать в спешном порядке подготовленные кадры из других регионов, которые будут иметь доступ к командирским функциям.

«СП»: — Какими наиболее перспективными, на ваш взгляд, сегодня могут стать маршруты для скоростного флота Саратовской области, если он, конечно, будет создан? Хотя бы для начала?
— Для начала стоит создать маршрут Саратов-Вольск-Балаково-Хвалынск. Что же касается дальних рейсов, тут довольно-таки сложно — для них нужно дежурное судно. А то вдруг «Метеор» где-нибудь «крякнет», где-нибудь в соседнем регионе? Короче, если нештатная ситуация произойдёт где-то севернее Хвалынска, как судно доберётся до ремонтной базы в Саратов или Балаково? Для скоростных судов с одним двигателем дежурное судно необходимо иметь с начала навигации для буксировки, а в основном для доставки пассажиров с середины волги в случае нештатной ситуации.

Фотография


НАША СПРАВКА
Бум популярности судов на подводных крыльях пришёлся на начало 1960-х годов. К 1963 году суда этого типа были задействованы в пассажирском судоходстве по Волге, Днепру, Оби, Иртышу, Амуру и другим водным путям страны. Прогноз пассажирских перевозок на 1963 год составил 2 миллиона пассажиров, что на 50% превышало фактический показатель минувшего 1962 года. В настоящее время основной парк пассажирских СПК в России составляют суда, построенные в СССР. Всего было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов».

Автор: ИА Свободная пресса. Антон Морван
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
16.04.2024 9:39 | 156 | 2

Приглашаем на работу

НОВОСТИ ВЧЕРА
15.04.2024 10:33 | 79 | 0erid:2VfnxyFMazt
Реклама. ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"

Зрители увидят фантастический сериал “Подростки в космосе“