АРХИВ:

50 световых лет. История возведения Саратовской ГЭС. Глава VI. Присяга «глыбы» гидростроя

15.08.2017 10:07 | 2299#
50 световых лет. История возведения Саратовской ГЭС. Глава VI. Присяга «глыбы» гидростроя

Сегодняшний наш рассказ о строительстве Саратовской ГЭС мы хотим целиком и полностью посвятить человеку, без которого наша гидростанция была бы совсем иной, – Николаю Иванцову, Почетному гражданину города Балакова.

Приводим отрывки из книги В. Болдырева «Рассказы о большой Волге» - Саратов, 1958 год:
"Еще в Москве, в Гидропроекте, мне посоветовали познакомиться на Волге с инженером Иванцовым.
– Настойчивый человек… он расскажет вам о битве двух проектов, – хитровато улыбаясь, сказал молодой загорелый проектировщик, вернувшийся в Москву из дальней командировки…
В водовороте строительства найти Иванцова трудно, мы встречаемся лишь к вечеру... Это высокий, плотный, широкоплечий человек; засученные рукава обнажают сильные загорелые руки. Испытующе и серьезно смотрят немного усталые карие глаза… Внимательно изучив проект, познакомившись с материалами гидрологических постов на Волге и осмотрев местность, инженер пришел к неожиданному выводу: строительство гидроузла по утвержденному проекту неудачно решит проблему судоходства и обойдется слишком дорого. А график строительства с этим проектом полетит ко всем чертям… Главные и самые трудоемкие работы проект откладывал на вторую очередь – ведь сооружение защитных перемычек в Левой протоке потребует тысячи тонн камня, и для его подвозки необходимо построить еще стокилометровую железную дорогу к Пугачевским карьерам. Откладывалось сооружение и самих перемычек – намыть их могли только мощные землесосные снаряды, а пустить их можно было, только получив ток Куйбышевской гидроэлектростанции. Иванцов понял, что строить гидроузел по такому проекту нельзя.

Фотография

Николай Иванцов вложил в СарГЭС свою душу

Понимали это и многие инженеры строительства.
- Представьте на минуту мое положение, – говорит Иванцов, – меня прислали строить гидроузел в незыблемые сроки графика, а строить я не мог – не верил в проект строительства…
Что тут делать? Отказаться строить, уйти в сторону? А куда деть совесть инженера-коммуниста?.. Иванцов решил изменить проект Саратовского гидроузла, перенести створ плотины и сооружений гидроэлектростанции выше острова Пустынного. Плотина, выстроенная по этому створу, сохраняла естественные особенности руслового потока Волги ниже гидроузла. Строителям не нужно лезть в реку, намывать высокие защитные перемычки для котлована гидроэлектростанции на дне Левой протоки. Место котловану наметили на суше пойменной террасы левого берега Волги, неподалеку от Балакова. Для судоходного канала и шлюзов решили использовать готовое ложе реки Сазанлей. Балаково по этому проекту оказывается на острове между Саратовским морем, Волгой и руслом реки Сазанлей, преобразованным в канал. Стоимость сооружения Саратовского гидроузла уменьшалась на сотни миллионов рублей. Новый проект сокращал сроки работ. Несколько месяцев продолжалась битва двух проектов – жаркие схватки экспертов и составителей.
Фотография

Рабочее совещание с участием Н.Иванцова
* * *
28 марта 1957 года Коллегия Министерства электростанций приняла проект Иванцова. А его самого назначили начальником строительства - воплощать свои проекты в жизнь, вместе с большим коллективом строителей гидроузла…
Еще один масштабный эксперимент, который внедряли на строительстве Саратовской ГЭС, – широкое использование сборного железобетона. По мнению новаторов, и особенно начальника стройки Николая Иванцова, у этого способа были большие экономические и технические преимущества. На Саратовской ГЭС впервые в мире была создана уникальная поточная технологическая линия по изготовлению многотонных сборных железобетонных элементов. Сборные блоки весом в 200 т доставлялись на строительную площадку уже готовыми. Строителям оставалось лишь смонтировать их на месте.
* * *
Фотография

Руководители стройки на перекрытии русла Волги. Крайний слева – Н.Иванцов

Неудивительно, что саратовский гидроузел этот человек с непростым характером воспринимал как собственное детище. Бывший начальник Волжского монтажного участка треста «Спецгидроэнергомонтаж» Яков Ковалев в узком кругу часто вспоминал момент, когда были поставлены под промышленную нагрузку первые четыре гидроагрегата Саратовской ГЭС. Николай Иванцов тогда очень удивил своих подчиненных и коллег необычным поступком:
– Это уже было где-то в полночь, нас, руководителей субподрядных организаций, собрал Николай Максимович Иванцов и всей компанией повел на работающий агрегат под вращающийся ротор. Гордый, жесткий, крутой Иванцов встал на колени перед подпятником (велел опуститься на колени и нам) и сказал: «С пуском этих первых агрегатов мы закончили тяжелый этап в гидроэнергостроении, мы это делали под мощным прессом. Вы своим участием обеспечили эту сложную задачу. По существу, вы выстроили за моей спиной отличную стену. Я вам приношу искреннюю благодарность и включаю в свою команду. Но не думайте, что вам со мной будет легко!».
Он был очень крутой. Как и должно быть глыбе. И эта своеобразная техническая присяга Саратовской ГЭС была очень неординарной. Всю душу свою он вложил в Саратовскую ГЭС, и, уже будучи на посту заместителя министра энергетики Советского Союза, часто навещал наш город Балаково, скучал по своему первому главному детищу и по соратниками с саратовских строек.
…Главный творец Саратовской ГЭС ушел из жизни в феврале 2002 года. Хоронили его в Москве на кладбище в Коньково… То было прощание не просто с Иванцовым как человеком и гражданином – то было прощание с Эпохой!
Фотография

ИВАНЦОВ Николай Максимович
Родился 29 декабря 1913 года в Брянске. С 1937 года работал инженером исследовательской лаборатории на строительстве шлюзов канала имени Москвы. В годы Великой Отечественной войны занимался строительством оборонительных укреплений, проектировал строительство гидроэлектростанций для эвакуированных заводов. В начале 50-х годов – главный инженер проекта канала Волга-Дон, разрабатывал и строил Куйбышевскую ГЭС, Саратовскую ГЭС. С 1956 по 1970 годы работал начальником управления “Саратовгэсстрой” (при нем этой организации было присвоено звание Ордена Ленина), затем был переведен в Москву заместителем министра энергетики и электрификации СССР. Лауреат Сталинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина и золотой медалью “Серп и Молот”, Почетный гражданин г. Набережные Челны. Звание “Почетный гражданин города Балаково и Балаковского района” было присвоено ему в 1977 году.

Автор: Редакция
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА
19.04.2024 9:39 | 261 | 2

Приглашаем на работу