Откровения воспитателя детского сада
Эта история началась со звонка в редакцию: – У нас в садике занимаются поборами с родителей. Совсем стыд потеряли. Почему в прокуратуру или в управление образования Балакова не обращаюсь? Да что вы! Разве там этим заниматься будут? Спустят все на тормозах. У них своя мафия, все схвачено.
Себя называть не буду, сами понимаете, они же потом вычислят, откуда ветер дует. Сразу предупреждаю: мои дети уже взрослые, я звоню по просьбе приятелей...
В общем-то, подобные звонки у нас не редкость и мы не реагируем на анонимных жалобщиков. Мало ли кто и что может сказать. Но здесь не просто абстрактно нажаловались, а назвали конкретную фамилию и номер телефона. Просто из любопытства решили позвонить: интересно, что ответят на том конце провода?
«ДЕНЬГИ ГРЕБУ ЛОПАТОЙ!»
– Деньги требую? – озадаченно переспросила Анна Николаевна (назовем ее так), но моментально взяла себя в руки. – Еще как требую! Лопатой гребу! Виллу в Радужном отгрохала, третью машину купила, каждый год отдыхаю на Канарах. Не жизнь, а сказка! Нет, вы в самом деле поверили этому звонку? Я даже догадываюсь, кто звонил. А знаете что, давайте встретимся. Я вам расскажу, как живет воспитатель детского сада.
Поворот несколько неожиданный, но я, конечно же, согласился. Чтобы при таких обстоятельствах человек сам вызвался встретиться – это дорогого стоит.
Анна Николаевна, миловидная женщина средних лет, с ходу предупредила, что наша встреча с ней носит конфиденциальный характер и она согласна говорить при условии, что ее имя не будет фигурировать в газете. Пришлось поклясться своей треуголкой, что ее имени не выдам даже под пытками.
– Я не собираюсь перед вами оправдываться, – сказала она. – Да и за что? За то, что каждый день с 7 утра и до 6 вечера мы работаем как проклятые? Вы попробуйте управиться с 23-мя трехлетними сорванцами – сделать с ними зарядку, заставить поесть, позаниматься, уложить спать, вывести на прогулку, разучить стишок… У меня сейчас в группе трое неуправляемых деток. Буквально неуправляемых. Они не слушаются, не идут на контакт, отказываются спать, устраивают истерики. Вы попробуйте подобрать к таким ключик, если они запросто могут запустить в других детей стаканом или перевернуть стол. И так каждый день. Вечером приходишь домой и просто валишься с ног.
«НАША РАБОТА – КОНВЕЙЕР»
Воспитателем Анна Николаевна стала в силу жизненных обстоятельств. Ее первая профессия чисто техническая, но человек она здесь не случайный. Случайные люди в воспитателях в принципе долго не задерживаются, потому что выдержать такого рода эмоциональную и физическую нагрузку способны немногие. А она уже несколько лет работает в садике. За это время женщина поняла, что те высокие требования, которые предъявляют к воспитателю чиновники от образования, выполнить просто нереально. Работник дошкольного образования настолько погружен в круговорот ежедневного цикла – принять ребенка, накормить, проследить, научить элементарным вещам, что на внедрение каких-то мудреных и утонченных педагогических новшеств, на углубленную индивидуальную работу с каждым ребенком ни времени, ни сил уже не остается.
А еще бесконечная череда конкурсов, утренников, открытых уроков и педконференций. Не успеешь подготовить и провести одно мероприятие, как тут же начинаешь готовиться к другому. Подготовил Васю и Таню, а они вдруг раз – и заболели! И три дня их нет, и вся твоя работа насмарку.
– Мало того, все это приходится еще и документально оформлять, – говорит моя собеседница. – Писать сценарии, выступления, оформлять наглядную агитацию, рисовать, клеить, раскрашивать, писать планы. Планы – это отдельная история, это настоящий бич для нас. Они отнимают уйму времени. Вот и получается, что на непосредственную педагогическую работу времени не остается. У нас постоянная гонка, конвейер.
Она признается, что если первое время горела работой, выкладывалась на все сто, переживала из-за неудач, то теперь стала более сдержанной и отстраненной. Поняла, что не хватит ни сил, ни здоровья, если будет вот так выкладываться.
ВСЕГДА С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ
Самый щекотливый вопрос – это вопрос сбора денег на нужды группы, так называемые поборы. О том, что «поборы» есть и есть повсеместно, знают все. Это такой секрет Полишинеля. Знают, но делают вид, что нет, а когда периодически какой-нибудь «правдолюб» начинает публично клеймить позором того или иного работника образовательного учреждения – садика, школы, техникума, то все вокруг хором подпевают: «Ах, какой ужас, как не стыдно, мерзавца к ответу!»
– Но ведь все прекрасно понимают, что без поддержки родителей мы просто не сможем функционировать нормально, – говорит с болью в голосе Анна Николаевна. – Потому что тех мизерных средств, которыми располагают детсады, не хватает на все – на игрушки, на хозяйственный инвентарь, на канцтовары, на средства гигиены. Вы не представляете, в каком положении мы, воспитатели, оказываемся всякий раз, когда вынуждены обращаться к родителям с протянутой рукой. И каждый раз переживаешь: а поймут ли? а поддержат? а не станут ли возмущаться? Начинаешь, как заправский дипломат, изворачиваться. Не для себя ведь просишь, для их же детей. Знаете, большинство родителей все же воспринимают это нормально. Но находятся такие, которые жалуются.
В ПОГОНЕ ЗА БАЛЛАМИ
Заработная плата воспитателя состоит из двух основных частей – базового оклада и поощрительной надбавки. Первая величина – неизменная. В садиках Балакова, как нам рассказала Анна Николаевна, она составляет от 8 400 до 8 900 рублей. А вот величина стимулирующих выплат может быть очень разной и для каждого сотрудника рассчитывается индивидуально. Это выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за квалификацию, за выслугу лет, премиальные и так далее. Эффективность профессиональной деятельности воспитателя оценивается по специальной балльной системе.
– Например, за участие в конкурсе – 1 балл, руководишь кружком районного уровня – 2 балла, выступил на педконференции в области – 3 балла, – рассказывает Анна Николаевна. – Потом эти баллы выливаются в определенную сумму. Естественно, что у нас идет погоня за баллами. Каждый старается доказать, что он и там участвовал, и тут выступил, и вот на этом конкурсе его дети какие-то места заняли. Благое вроде бы дело оборачивается формализмом и показухой. Неважно, в каком мероприятии ты участвовал и участвовал ли вообще. Главное – принести бумагу с печатью, что было, и заработать балл. Главное, чтобы твое портфолио было толще и солиднее. Но и это еще не все. Твои баллы могут запросто срезать. Их подсчет ведется кулуарно, и никогда не знаешь, что получишь на выходе. Заведующая просто ставит потом перед фактом. Теоретически делаться все должно специальной комиссией с участием профсоюза. Но на практике всем рулит заведующая и ее приближенные. Поэтому ты можешь пахать не разгибаясь, сутками, но в итоге получить меньше, чем тот, кто на самом деле просто отбывает часы. В общем, одни получают 16–17, а другие – 30 тысяч. И доказать свою правоту ты никогда не сможешь, да и не будешь лезть на рожон.
Погоня за баллами, в которую вылилась идея стимулирования педработников, введенная три года тому назад специально для того, чтобы уйти от уравниловки, превратилась в профанацию самого образовательного процесса что в школе, что в дошкольных учебных учреждениях. Именно надбавки составляют 50–60% заработной платы воспитателя, что делает специалиста уязвимым перед произволом руководства. Реальный заработок нашей собеседницы в месяц колеблется в пределах 14–15 тысяч. Примерно столько же получают многие балаковские воспитатели. Причем им приходится очень постараться, чтобы «вытянуть» такую сумму. А ведь это люди, которым мы с вами доверяем самое дорогое, что у нас есть, – наших детей и внуков.
«ВЫ – ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ»
Больше всего обижает воспитателя отношение к их работе со стороны некоторых родителей. С детьми, говорит Анна Николаевна, мы находим общий язык быстрее, чем со взрослыми:
– Иногда тебе прямо в лицо говорят, что ты – обслуживающий персонал, что мы тебе платим, а значит будь добра делай, что тебе говорят. Как правило, так по-хамски ведут себя молодые родители. Смотришь на такого папашу и думаешь: «Молодо-зелено, а туда же, поучает!» Но все равно улыбаешься, держишь марку, пытаешься объяснить. Попробуй ответь такому в его же тоне, сразу побежит жаловаться, а наверху разбираться не станут: поступил сигнал – значит виновата. Вот и вам наверняка один из таких позвонил. Но все это мелочи. Вы не думайте, я не жалуюсь, я люблю свою работу, несмотря ни на что.
Во время нашей беседы Анне Николаевне позвонили. Немного поговорив, она как-то сразу просияла:
– Знаете, кто звонил? Моя Валюшка, которая в том году у меня выпустилась. Она тогда телефон мой попросила и сказала, что будет звонить, если я не против. Конечно, я дала, и вот звонит, рассказала, что получила пятерку по математике. У нее семья неполная, мать вкалывает на трех работах, с детьми – больше бабушка. Так что, как видите, бывают в нашей профессии и приятные моменты. Вот ради таких Валюш я и работаю.