Балаковской Турбине - полвека. Пора возрождать мемориал!
– Где этот, с бородой?
– А ты думаешь, он ее еще не сбрил?
– Да нет, куда ж он без нее...
Двое мужчин пожилого возраста, беседуя шепотом, заходят в пресс-центр СК «Турбина» г.Балаково. В помещении еще никого нет, лишь на стульях лежат листы с надписью: «Для приглашенных гостей».
Двое мужчин и есть эти самые почетные приглашенные гости – гонщик «Турбины» Александр Журавлев и механик Геннадий Новоселов, которые стояли у истоков балаковского спидвея.
Через несколько минут в пресс-центре собралась уже целая плеяда героев тех лет. Но все ждут одного человека, без которого, возможно, и не было бы «Турбины». А именно его – «этого, с бородой», как любя его назвали ветераны спидвея.
– Ну наконец увиделись! – эти слова и дружеские объятия – для Бориса Георгиевича Иванова.
В 60–70-е годы прошлого столетия рабочие коллектива «Саратовгэсстрой» выбрали Бориса Георгиевича в своеобразный спорткомитет предприятия. Вместе с Евгением Леошкиным он организовывал «Турбину» в 1967–1968 годах, а в 60–70-е годы являлся руководителем СТК ДОСААФ «Саратовгэсстроя», в подчинении которого до 1981 года состояла мотосекция «Турбина».
– В этом году несколько значимых для балаковского спидвея дат – 50 лет образования команды «Турбина», 80 лет со дня рождения Евгения Леошкина, 60 лет российскому спидвею. Мы не можем пройти мимо них. Поэтому подобных встреч будет много. Хочется, чтобы история балаковского спидвея осталась в памяти, – открыл встречу словами приветствия директор СК «Турбина» Сергей МАНТОПТА.
Водители, которые помогали в стройке стадиона, и подвозили стройматериалы
КЛУБ МОГЛИ НАЗВАТЬ ПО-ДРУГОМУ
Ветераны вспоминали, как образовалась команда, почему ее назвали «Турбина».
– Турбины есть у ГЭС, ТЭЦ, поэтому мы сделали хитро – назвали команду так, чтобы крупные предприятия чувствовали за нас ответственность, – с улыбкой рассказывает Борис ИВАНОВ. – Вообще нам много кто помогал. Очень большую роль в развитии нашего спидвея сыграл Николай Иванцов, в то время начальник управления строительства «Саратовгэсстрой». Именно благодаря ему нам удалось обустроить гаревую дорожку.
Во время встречи не раз вспомнили Евгения Леошкина, заслуженного тренера РСФСР, ведь именно он вывел «Турбину» на международный уровень.
– Хозяйство у Леошкина было хорошее, – вспоминает главный тренер «Турбины» Валерий ГОРДЕЕВ. – Все, что надо для клуба, он мог достать: и масло, и запчасти, и мотоциклов было достаточно.
Команда «Турбина» в начале своего пути была очень молодой: большинство гонщиков едва ли достигли 17-летия. Но задора и желания заниматься гонками у всех было хоть отбавляй! Зимой ездили тренироваться на остров Пустынный, ведь тогда проводили гонки и по льду.
– Это был период, когда спидвей развивался, – рассказывает Борис Иванов. – У нас проводили чемпионат мира по ледовым гонкам, зрителей было так много, что они на деревьях «висели», чтобы увидеть заезды. Международных гонок было 2–3 в году. Даже мотобол у нас был, помню, как покупал специальные мячи!
Вы не поверите, но иногда гонщикам «Турбины» приходилось выступать на пустом стадионе! Дело в том, что, когда команда стала самой сильной в стране, болельщики потеряли интерес: все равно «Турбина победит», чего на гонки ходить-то?
Борис Иванов (справа) с Виктором Успенским, многолетним руководителем Востока
ЗОЛОТЫЕ ГОДЫ СПИДВЕЯ
С техникой у «Турбины» в годы ее расцвета проблем не было. Мотоциклы стоили около 300 рублей. Для сравнения: зарплата у тренеров была 40 рублей. Но тем не менее спидвей развивался.
– Раньше бензин в землю сливали: если шофер вернулся на предприятие после трудового дня с бензином, значит он не работал. Поэтому мы договаривались, чтобы этот бензин нам отдавали. Вообще, договариваться тогда было проще, – рассказывает Борис Иванов.
– Правда ли, что «Турбина» могла выйти в чемпионат страны на год раньше – в 1971 году? – поинтересовались молодые гости встречи.
– Да, если бы не авария, – ответил Борис Георгиевич, но подробностей не рассказал.
Зато вспомнили опасный, но в то же время комичный случай. Команда отправилась на соревнования, мотоциклы везли в кузове. Кто-то из команды поехал позже и, проезжая мимо поста ГАИ, поинтересовался, не знают ли сотрудники инспекции, куда направился грузовик с мотоциклами. Гаишник им показал. Балаковцы удивились и загордились, мол, нас узнают уже. А оказалось, что у грузовика загорелся кузов, но водитель этого не заметил, поехал дальше мимо ГАИ. В итоге в огне расплавились почти все мотоциклы...
– Каким был Леошкин? С волевым характером, но советы принимал. Любил чистоту и порядок во всем. Хулиганам-шалопаям мог дать подзатыльник. Старался, чтобы каждый воспитанник занимался делом, а не баклуши бил: кому-то поручит мотоцикл отремонтировать, кому-то в мастерских прибрать, – вспоминает Борис Иванов.
Ветераны погрустили по тому поводу, что в Балакове не проводятся соревнования, посвященные Евгению Леошкину.
– Сейчас такое время, что ни одна команда бесплатно не поедет. Надо оплатить проезд, очковые... Ищем спонсоров. Если найдем, то обязательно мемориал Леошкина проведем! – ответил Валерий Гордеев.