Экономить на бензине, чтобы кушать колбасу?
Резкое повышение цен на бензин и дизельное топливо в стране по-прежнему будоражит россиян. Неслучайно на традиционной «Прямой линии» один из первых «живых» вопросов президенту был именно об этом. Путин ответил примерно вот что: «Виной тому является неточное регулирование ресурсов и продажа сырой нефти».
Все верно. Повышение мировых цен на нефть вновь сделало экспорт российского черного золота чрезмерно выгодным. И наши углеводородные монстры не преминули этим воспользоваться… В результате российские нефтеперерабатывающие заводы снижают выпуск продукции, а то и вовсе становятся на бессрочный ремонт. Начинается дефицит.
Основная причина – гнать по трубе нефть на экспорт выгоднее, чем изготавливать из нее бензин. Такая у нас налоговая схема. В цене бензина 70 процентов – это как раз налоги и сборы, а еще прямые затраты на добычу и транспортировку. Самой нефтедобывающей компании остается всего… 2 процента. Поэтому она с превеликим удовольствием будет гнать ресурсы на Запад. Тем более что таможенные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов с 2014 года снижены в общей сложности в 10 раз! Они должны быть барьером, защищающим российскую экономику, а их просто снижают.
В 2017 году потребление бензина и дизельного топлива повысилось на 3 процента, а объемы производства, наоборот, снизились на 2 процента! Нелогично, да? А в истории с повышением цен на заправках вообще мало логичного.
Народ недоволен, по всей стране прокатилась волна стихийных протестов. И вице-премьер Д. Козак в самом конце мая провел экстренное совещание с руководителями крупнейших нефтяных компаний по ситуации с ростом цен на автомобильное топливо. Нефтяники подтвердили вице-премьеру свою готовность держать текущие цены в рознице, что должно стабилизировать оптовый рынок.
Им-то какая разница, в самом деле? Пресловутый налоговый маневр, при котором невыгодно делать бензин в России, для нефтяных компаний не смертелен. Он напрямую бьет только по обычным потребителям! Только по нам с вами, уважаемые читатели! А еще – по огромному количеству независимых автозаправщиков по всей стране. Они в этой ситуации ничем от простых автолюбителей не отличаются.
Мой собеседник – директор сети заправок «АЗС №1» Валерий ЩЕРБАНЬ.
– Что будет дальше, Валерий Алексеевич? Неужели на дорогах останутся только заправки крупных корпораций?
– Если политика правительства в этой области не изменится, то на рынке останутся только лишь вертикально интегрированные структуры типа «Лукойла», «Роснефти» и им подобных, у которых производственная цепочка – от собственной скважины до собственной же розничной сети.
Например, наш основной поставщик – завод, принадлежащий компании «Роснефть». Он отпускает бензин АИ-92 по цене 55 500 рублей за тонну (это примерно 41,1 рубля за литр). Но «Роснефть» на своих заправках торгует этим же бензином по 40,85 за литр! А что было последние две зимы? По зимнему дизельному топливу оптовая цена для нас превышала розничную на их фирменных заправках! Кроме того, у интегрированных заправщиков есть еще так называемые программы лояльности. По ним скидки – до 7 процентов! Ну какой тут может быть бизнес?
Более-менее приемлемая ситуация с бензинами марок 80, 95 и 98. Только вот потребление этих продуктов в 10–15 раз ниже, чем по дизельному топливу и 92-му бензину.
– И что же, для того чтобы выжить, вам придется теперь разбавлять бензин?
– Нет, конечно. Я вообще категорически против какого бы то ни было фальсификата! Есть разные предложения. Например, возобновить продажу на заправках спиртного. Но это не выход. На заправку приезжают, чтобы залить топливо, а не спиртное.
Ситуация сложилась патовая. И если она не изменится, то через 2–3 месяца мы вынуждены будем остановить свою деятельность. Понимаете, у нас есть постоянные затраты, от которых никуда не деться, – зарплата наемных работников, налоги, транспортные и банковские расходы. Продажи падают, а платежи остаются на прежнем уровне. Все независимые операторы сегодня торгуют топливом себе в убыток. Опять повышать цены? Это приведет лишь к еще большему снижению объемов продаж. За месяц они и так упали в 3 раза!
– А представители крупных нефтяных игроков не выходили на вас с предложением о продаже своих станций?
– На сегодняшний день разговоров о продаже автозаправок никто и вести не будет. Например, руководство «Лукойла» сообщило, что не исключено сокращение сети фирменных заправок из-за их малой рентабельности. И потом эти корпорации открывают заправки только там, где есть большой поток потребителей. Тупики, села, другие места с низкой проходимостью им попросту не интересны! Это частнику достаточно, а им – нет.
– Значит, внутренне вы уже смирились, что придется сворачивать автозаправочный бизнес?
– Других вариантов, похоже, не остается. В целях оптимизации затрат, безусловно, каких-то работников придется увольнять. По крайней мере до стабилизации ситуации. Следующий этап – сокращение количества заправок до необходимого минимума. А дальше… Если в лучшую сторону ничего не поменяется, будем закрываться, что ж поделать.
Люди, пишущие законы, принимающие налоговые изменения, должны все же смотреть немного вперед. Если налоги осложняют переработку нефти в России, то нефть будут продавать за границу в сыром виде! Все совершенно логично и понятно. Я в бизнесе больше 20 лет, и этот кризис – уже четвертый на моей памяти. Сейчас существует абсолютно реальная угроза, что 63 процента всех АЗС страны просто закроются.
И это уже Проблема с большой буквы. Представьте ситуацию, когда надо будет ехать из какого-то села в город, чтобы заправиться. Или приезжать на АЗС ночью и занимать очередь за соляркой. Дожили…
По такой схеме Россия все сильнее укрепляется в качестве сырьевого придатка заграничной экономики. Местная экономика волнует, похоже, только нас с вами, уважаемый читатель.
Что делать? Придется чуть больше экономить на колбасе, чтобы ездить на авто. Или экономить на бензине, чтобы кушать колбасу.
А Путин на прямой линии, кстати, заявил, что цены больше расти не будут, что правительство пересмотрело налоговые меры и не собирается поднимать акцизы на топливо. Ладно, хорошо. Значит, продавать на Запад будут меньше? А тогда зачем вот буквально только что пустили в эксплуатацию новый трубопровод из Волгограда до Новороссийска мощностью 8,7 миллиона тонн в год? Уж, наверное, не для того, чтобы он просто украшал собой землю, правда же? И к бабке не ходи, будет он заполнен до отказа!
Эх… Национализировать бы все это нефтяное-газовое… Чтобы богатела страна, а не конкретные личности. Чтобы бензин был не по той цене, которая выгодна им, а по той, которую можно реально платить, исходя из нашего уровня жизни.
Ну вот люблю я помечтать, ничего не могу с собой поделать!
БЕНЗИН ПОДЕШЕВЕЛ
Если еще неделю назад в Балакове цена за литр АИ-92 варьировала на разных автозаправках от 42 до 43 руб., то 15 июня она упала в среднем до 40,8 руб. Примерно то же самое наблюдалось и с бензином марки 95, который подешевел с 45 до 43,8 за литр. Специалисты связывают это «снижение» с тем, что были уменьшены акцизы. Примерно на 3000 рублей с тонны бензина марки 92. Если учесть, что с 2015 года эти самые акцизы были подняты на 6000 рублей с тонны, становится понятно, что их уменьшение общую картину не особо изменит. Да, оптовый рынок на изменение ситуации среагирует. Но не кардинально. Просто правительству необходимо смягчить некоторую напряженность, не более того. И потому в некоторых регионах (Крым, Краснодарский край, Якутия) цены стоят на месте.