АРХИВ:

Лев Юрьев: Его года – его богатство

09.10.2018 10:52 | 2065#
Лев Юрьев: Его года – его богатство

На днях исполнилось ровно 80 лет нашему замечательному земляку, кавалеру орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, почетному гражданину Балаковского района Льву Константиновичу Юрьеву. Проведя полжизни на руководящих должностях, он был очевидцем того, как рос и развивался город. И не просто очевидцем, а самым что ни на есть активным участником и организатором!

Родился он в Ртищеве, в семье потомственных железнодорожников. Отец, Константин Семенович, много лет признавался лучшим машинистом. Перед самой войной его пригласили в Кремль на награждение. Маленький Лева не помнил, но мать рассказывала, что отец приехал тогда из Москвы как настоящий Дед Мороз – с целым мешком подарков. Это был самый настоящий праздник!
А потом пришла война. Юрьева-старшего призвали на фронт, где в боях подо Ржевом он пропал без вести. До сих пор хранится последнее письмо, где отец поздравляет всех с Новым годом и обращается к Юрьеву-младшему: «Сынок, ты сестру Тамару-то не обижай. Вот немцев разобьем, приеду домой, куплю тебе велосипед, а Тамаре – куклу».

Фотография

После семилетки Лев поступает в Саратовский нефтяной техникум, который благополучно окончил в 1957 году по специальности «техник-механик по транспортировке и хранению нефти и газа». Не успел начать работать, как пришел черед идти в армию. И целых 4 года служил гидроакустиком на дизельной подводной лодке.
Следующая веха в жизни – учеба в Саратовском политехе. Правда, встретил супругу не в областном центре, а на родине, в Ртищеве. Приехал на каникулы, увидел ее на танцах… Влюбился и почти сразу женился!
Юрьеву не было и 30 лет, когда его направили главным инженером только что созданного объединения «Межрайгаз» г. Балаково. И с той поры наш город стал для него второй родиной…
– Как раз строился 4-й микрорайон, жилгородок, – рассказывает Лев Константинович, – а газа по городу не было нигде, кроме ТЭЦ и комбината химволокна! В общем, работы – непаханое поле. От Иванцова (он тогда руководил управлением «Саратовгэсстрой». – Прим. автора) не вылезал, потому что только он мог пробить вопрос о прокладке в город газопровода. И вот мы за 3 года проложили по всему городу газовые коммуникации, подключили и все дома, и все промышленные предприятия, которые на тот момент здесь были.
Город рос буквально на глазах! Работали и день и ночь. Помню, поздней осенью пускали хлебозавод. Холодища стояла – с ума сойти… А надо закончить до конца года кровь из носу! Приезжает Иванцов: «Ну что? Как сделать, чтобы в корпусах было тепло?» Придумали в итоге поставить горелки инфракрасного излучения, работающие на газе. Сам огонь не видно, он покрыт керамическими плитками, но конструкция излучала огромное количество тепла. Конечно, не жара, но хоть не замерзали – уже хорошо. Ну сдали, конечно… И вот так было везде, на любом объекте. Такое ощущение, словно мы постоянно с кем-то воевали. Зато вот эта работа на износ, через «не могу» закаляла очень качественно.
Настырный, въедливый, энергичный, молодой… Самый что ни на есть полезный кадр! Неудивительно, что в 1975 году Юрьева вызвали в горком КПСС и сообщили, что собираются рекомендовать его на должность первого заместителя председателя горисполкома. А Лев Константинович на тот момент уже 4 года работал управляющим «Межрайгазом». К тому моменту это был полноценный трест, обслуживающий газовое хозяйство не только Балакова, но и еще 6 ближних районов области! Так что уходить с насиженного места ой как не хотелось. Но времена были такие, что особо никто и не спрашивал. Просто нарезали задачи – и вперед, выполнять! В итоге было принято соломоново решение – Юрьев остался и в «Межрайгазе», и дополнительно работал в исполкоме. Бесплатно. Целый год.
– Я тогда вообще забыл, что такое сон и отдых. Ничего, справился вроде, – продолжает свой рассказ юбиляр. – Да о трудностях тогда как-то и не принято было задумываться. Тем более что мне довелось поработать бок о бок с великими, замечательными людьми! Например, горком партии тогда возглавлял Геннадий Павлович Разжигаев. Легендарная личность, ныне незаслуженно забытая… А ведь он был первым директором завода РТИ, между прочим! С нуля, в чистом поле начинал его строить и возглавлял предприятие 8 лет! А сколько сделал он для города! Это ж не описать!
Или взять Леонида Борисовича Бутовского. Это же вообще глыба был, а не человек! Когда Саратовскую ГЭС заморозили, он возглавил комбинат искусственного волокна. А потом пошел на повышение в Москву, и там его просто исключили из партии и сняли с должности. Он просил наказать как угодно, только оставить в партии. А ему там припомнили даже гостиницу на озере Линево, которую он построил в Балакове! В общем, Леонида Борисовича отправили в село Уварово Тамбовской области! И ведь он не сдался, рук не опустил! Будучи простым мастером, поднял на ноги целое предприятие, вернул его к жизни, можно сказать. И его назначили директором нашего химзавода. Это было как заколдованное место, между прочим. Что бы ни делали, а завод все никак не мог заработать нормально, словно Бутовского дожидался. И дождался, стал чуть ли не лидером в отрасли.
С такими людьми, как Лев Константинович, общаться одновременно и сложно, и интересно. Повествование постоянно сворачивает с прямой дороги, петляет в воспоминаниях, возвращается обратно. Потому что все события жизни – яркие. Рассказываешь одно, тут же цепляется другое, третье… Юрьев – живая история города. И что бы он ни рассказал – это ценно.
– Отношения с Бутовским были изумительными. Но он был на меня немного словно обижен одно время. Все из-за истории с «Синей птицей», – продолжает Лев Константинович. – Тогда как раз закладывали фундамент под гостиницу «Салют». Вот там Леонид Борисович и решил построить профилакторий. А на тот момент уже был готов проект строить его там, где он сейчас и располагается, на правом берегу Волги. Я ему так и сказал, мол, нечего тут выдумывать. Бутовский, конечно, пятнами покрылся, но ни слова не сказал.
Фотография

А как начали строить? Говорю как-то водителю: «Вот деньги, купи коньяк и коробку конфет. И возьми с собой топор». Потом звоню тогдашнему директору «Жилстроя» Ислентьеву, звоню Бутовскому, приглашаю их на прогулку. А Ислентьева попросил взять с собой чертежи этой «Синей птицы» на 240 мест. Ну, приехали. Отправляю водителя, чтобы он вырубил 4 кола побольше. Сидим, разложили чертежи. В итоге каждый из нас и забил по колышку – на месте первого домика. Ну, потом посидели в машине, выпили по рюмке коньяка… Между прочим, на открытие приезжал министр минеральных удобрений Петрищев. Смотрел и приговаривал: «Смотри, как тут все устроено. Как красиво построили. Молодцы». Так что «Синяя птица» Бутовскому только очков прибавила!
И это ведь еще не конец! Позвал я его на ту стройплощадку, где возводили «Салют». Там стояло много брошенных домов, гадюшник был страшный, конечно... Показываю: «Смотри, Леонид Борисыч, вот тут будет красивая гостиница. А здесь вот, под ее окнами, – безобразие. Надо, чтобы было красиво, а? Сделай проект, спланируй, как там и что». А он был большой мастер этого дела! Парк вокруг Дворца культуры химиков – это только его заслуга! Вот и здесь он все привел в порядок, фонтан построил, мы потом неподалеку еще детское кафе поставили – прямо в «Метеоре»! Сейчас уже нет ничего… И фонтан засыпали, и «Метеор» на железо сдали…
Фотография

Автор: Суть № 39. Роман АЛЕКСЕЕВ
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА
19.04.2024 9:39 | 204 | 2

Приглашаем на работу