Разве это грязно, вам показалось! Как живется пенсионерке в заботливых руках соцслужбы
Говорят, старый вокзал - место Богами забытое.
Если это так, то квартира по Привокзальной, 7, забыто и нечистой силой - она там долго не протянет.
Пять лет тому назад в квартире у пенсионерки Нины Федоровны Егорушиной прорвало трубу с горячей водой. Нестерпимая вонь из заваленной под потолок всяким старым хламом квартиры одинокой пенсионерки была такая, что в подъезд невозможно было зайти. Соседи забили тревогу, кинулись к председателю совета дома Светлане Бегутовой. Тогда и состоялось первое знакомство Светланы Владимировны с Ниной Егорушиной.
Даже крепкий слесарь наотрез отказался заходить в проблемную квартиру, чтобы начать ремонт. Да и втиснуться туда было проблематично: жилье давно превращено в настоящую свалку мусора. Хозяйка квартиры перемещалась по комнатам по узенькой тропинке между старым хламом. Понимая, что иного выхода нет и проблему надо решать, Светлана Бегутова просто засучила рукава и лично очистила от мусора одну комнату. В ходе ремонта пришлось заменить не только трубу, но и разбитые унитаз и раковину, поставить новые счетчики.
Оказалось, что «заботиться» об одинокой пенсионерке взялась дальняя родственница покойного мужа пенсионерки некая Лариса, которая проживает в этом же подъезде. Эта женщина мягко говоря, злоупотребляет алкоголем. полновластно распоряжаясь банковской карточкой Егорушиной. Долги за коммунальные услуги по квартире росли как снежный ком, а сама пенсионерка жила впроголодь. А однажды Нина Федоровна попадает в больницу с переломом руки, но денег для нее у «хранительницы пенсии» не находится. Тогда-то Светлана Владимировна с помощью участкового добивается, чтобы Лариса вернула банковскую карточку бабушке.
С тех пор вот уже который год Бегутова поневоле является ангелом-хранителем пенсионерки. Провела во все комнаты электричество, установила большую батарею отопления в зале. Ежедневно приносит Нине Федоровне горячую пищу и насколько это возможно, следит, чтобы в квартире у пенсионерки были хотя бы элементарные бытовые условия — свет, вода, тепло. Установила бабушке телевизор, при поддержке депутата достали ей телеприставку. Но все это скоро пропало. К Нине Михайловне часто наведывается «родственница» Лариса (тарабанит в двери так, что попробуй не открой!). Кстати, по этой же причине не имеет смысла иметь дома и холодильник, так как продукты питания из него исчезают. Без всякой нечистой силы.
Убеждаюсь во всем сам: нехорошая квартира - в полном запустении: почерневшие ободранные стены и полы; разбитая старая мебель; ужасная ванная; нерабочая газовая плита (газ пришлось отключить во избежании взрывоопасной ситуации). На фоне всего этого кошмара одетая в не буду даже описывать во что Нина Федоровна больше напоминает бездомную.
И вот здесь самое время задаться вопросом — а куда смотрит в этой ситуации социальная служба? Помогает ли она как-то Егорушиной? Оказывается, да, за пенсионеркой закреплен социальный работник. Кстати, появился он здесь благодаря опять же настойчивости соседки Бегутовой: «Как сейчас помню, пришли две женщины, у обеих все пальцы в золоте и с порога заявили бабушке, что их услуги стоят денег. Бабушка согласилась платить, но что вы думаете? Дальше разговоров дело тогда так и не сдвинулось», - рассказывает Светлана, добившись в итоге, чтоб Комплексный центр соцобслуживания в 2017 году с Егорушиной заключил договор.
Теперь соцработник Светлана Клепцова два раза в неделю приходит к пожилой женщине. По словам Нины Федоровны, она моет у нее полы и купает ее саму. Пенсионерка назвала только эти две услуги, хотя в перечень услуг входит еще много чего. Например, покупка за счет пенсионерки и доставка ей на дом продуктов питания и средств гигиены, оказание социально-бытовых услуг, уборка помещений, помощь в приготовлении пищи.
Как в квартире проводится уборка и поддерживается порядок, мы просто умолчим - все на фото. У бабушки, скажем сразу, есть один «пунктик», она стаскивает в дом всякое старье — выброшенные на свалку ношенные вещи, посуду, ящики, банки. Бегутова просит соцработника выбрасывать все это старье, но та, ссылаясь на запрет со стороны хозяйки, этого не делает. И квартира снова и снова зарастает хламом.
Светлана Владимировна с самого начала оплачивала услуги соцработника, ежемесячно снимая с карточки пенсионерки и оплачивая ей наличными 1 тыс.руб. При этом Бегутова никогда не требовала от Клепцовой отчетности, не брала сдачу (хотя по словам соцработника оплата услуг составляла порядка 700 руб.) доверяя ей на слово. Просила только об одном: делать свою работу на совесть, а на 2-3 сотни рублей, которые оставались сверху, заниматься выносом хлама, который бабушка натаскивает в квартиру.
Возможно так продолжалось бы и по сей день, но, как рассказала нам Бегутова, примерно год тому назад Светлана Клепцова заявила, что цены на услуги повысились и теперь она должна платить в месяц уже 1200 руб. Это насторожило старшую по дому и она попросила соцработника принести договор о соцобслуживании, чтобы самой посмотреть, какие услуги там прописаны и какие на них установлены расценки. Странное дело, но Клепцова с тех пор больше не заикалась о повышении цены и никаких документов Бегутовой очень долго не показывала, мотивируя это тем, что Бегутова совершенно посторонний для Егорушиной человек. Так то оно так, Бегутова формально для бабушки никто, но ведь документы должны быть у пенсионерки, как у заказчика услуги.
В конце концов после настойчивых требований Светланы Владимировны, соцработник все-таки принесла бабушке некоторые (далеко не все) документы. И когда Бегутова начала знакомиться с этими договорами и актами выполненных работ, то пришла в ужас. Практически все, прописанные в документах услуги, за которые, соцслужба берет деньги, как видит сама Бегутова, прописаны только на бумаге.
Взять, к примеру, закупку продуктов питания и приготовление пищи. На самом деле пенсионерку кормит Светлана Владимировна. В квартире у бабушки и готовить не на чем, газовая плита давно отключена.
Еще: в апреле-августе 2020 г. в связи с ограничительными мерами из-за коронавируса по постановлению правительства области доставка продуктов питания, средств гигиены и медикаментов соцслужбами осуществлялась бесплатно. То есть сумма оплаты за услуги в эти месяцы должна была быть значительно ниже. Так оно и есть, если в обычные месяцы Егорушина платила 537 руб., то в апреле-августе стандартная плата за услуги упала до 393 руб. в месяц. Но (совершенно случайно видимо!) как раз в эти месяцы возрастает плата за дополнительные услуги. Если обычно Егорушина за допуслуги платила 421 руб, то в мае-августе почему-то 534 руб! Вывод напрашивается сам собой: дабы не терять деньги, контора делает ставку на "допы".
Еще одна странность — это изменение количества помывки площади полов. В одних документах 42, а в других — 60 кв.м. Или еще, в 2018 г. например, бабушке дважды в месяц мыли голову и обмывали. а в 2020-м, если верить актам выполненных работ, эти услуги оказывались только раз в месяц.
При этом деньги за услуги соцработник почему-то берет напрямую наличкой. Это тоже насторожило Бегутову и она обратилась с запросом в региональное министерство труда и социального развития. Оттуда ответили, что «социальные услуги можно оплачивать безналичным путем через банки и терминалы на счет учреждения или наличными в кассу».
На одном из документов Светлана Владимировна обнаружила поддельную подпись пенсионерки, указала на это соцработнику. Но та, не моргнув, просто рядом с поддельной подписью просит бабушку поставить настоящую.
- Они даже не очень-то и скрывают свои косяки, то ли от безалаберности, то ли от уверенности, что все им сойдет с рук. А главное, ничего не хотят делать, ко всему относятся формально, лишь бы деньги с клиентов собрать, - сетует Светлана Владимировна.
Мы сделали официальный запрос в Комплексный цент соцобслуживания населения с просьбой ответить, почему пенсионерка живет в таких ужасающих условиях. Ответ начальника учреждения Елены Соболевой на простой вопрос, почему в квартире так грязно?
«Получатели соцуслуг подают заявку на виды и количество соцуслуг в зависимости от потребности, которая может меняться. Например, получатель услуг может заказать услугу «мытье полов», причем количество метража может меняться в зависимости от пожелания заказчика. В этом случае заключаются дополнительные договоры», - говорится в письме от КЦСОН
Надо понимать, что Егорушина заказывала мало услуг, надо было просто заказывать. И тогда у нее было бы чище.
А вот что нам ответили на вопрос, почему соцработник год назад вдруг заявила, что цена за обслуживание поднялась с 1000 до 1200 руб. никак не подтвердив это свое требование документально.
«Ежемесячная оплата услуг четко фиксируется в целом ряде документов... Помимо ежемесячной оплаты за соцобслуживание соцработник получает денежные средства на приобретение необходимых получателю соцуслуг... Все кассовые чеки на приобретенные продукты и товары, вне зависимости от того, сколько и в каком объеме они были закуплены, передаются получателям соцуслуг».
Ну и на все остальные вопросы ответы примерно в том же духе. Оказывается, что подписи Егорушина ставила везде лично, никто их не подделывал. Выносить из квартиры какие-либо старые вещи, которые натаскивает пенсионерка, соцработник права не имеет. Пищу соцработник пенсионерке помогала разогревать и ставить на стол. Одним словом, никаких проблем с обслуживанием Егорушиной у соцслужбы нет!
Мы уже не раз писали о недовольстве пенсионеров работой КЦСОНа, и каждый раз, если верить ответам руководителя, причина конфликта в субъективной позиции пенсионеров, которые то что-то недопонимают, то предъявляют завышенные требования к соцработникам. Пенсионеры неправильные, а вот соцработники правильные. А может пора уже перестать перекладывать ответственность на стариков и прятаться за формальной стороной законов? Может пора уже признать, что соцслужба в отношении некоторых клиентов (не всех конечно) работает из рук вон плохо. И для этого не нужно ничего говорить, достаточно просто зайти в квартиру к Нине Федоровне Егорушиной.