АРХИВ:

Зачем нас снова вернули к подвигу Зои Космодемьянской? Раздумья о новом патриотическом фильме

08.02.2021 13:44 | 3116#
Зачем нас снова вернули к подвигу Зои Космодемьянской? Раздумья о новом патриотическом фильме

Буквально на днях, в конце января в прокат вышел художественный фильм «Зоя». Военно-патриотическая кинолента, призванная «глаголом жечь сердца» молодежи, призывая ее к беззаветному подвигу во имя... А вот во имя чего, я и предлагаю разобраться.

Скрепоносные патриоты уже в пух и прах раскритиковали фильм, снятый по инициативе и при поддержке Российского военно-исторического общества. Сталин, по их мнению, показан сомневающимся и слишком добрым, образ главной героини совершенно не раскрыт. Мало того, что у актрисы Анастасии Мишиной слишком уж пухлые щечки для комсомолки Зои Космодемьянской, так в сюжете явно проводится параллель со «Страстями Христовыми» Мела Гибсона. Но больше всего квасных патриотов ужасает то, что авторы вложили в уста героини совершенно ужасные слова. На вопрос о том, во имя чего она готова умереть, Зоя Космодемьянская отвечает: «Ради трамвайчика от Сокольников до Стрешнева, ради булочки ржаной горячей, прямо с печки».

И вот тут я с критиками должен согласиться. Космодемьянская, конечно, шла на верную гибель вовсе не за трамвайчик и булочку, не за маму и брата (она говорит в фильме о маме и брате). Это все для комсомолки 30-40 годов страны Советов мелкобуржуазно и ничтожно. Она шла на Голгофу за великую Родину и за великую Идею. А главным воплощением этой идеи для нее, как и для миллионов ее ровесников, был образ великого Вождя тов. Сталина. В фильме есть эпизод, где Сталин проходит перед строем юных советских диверсантов, которых готовят для засылки в тыл врага и останавливается перед Зоей. Взгляды Сталина и Космодемьянской встречаются. Героиня фильма вся сияет и дрожит от восторга. Ее горящий взор, устремлен в глаза Вождя.

- Не боишься. А если к врагу попадешь? - спрашивает Сталин.

- Не боюсь, все выдержу, - отвечает Зоя и слезы благоговения и преданности текут по щекам девушки.

Этот фильм на самом деле не о Зое. Истинный герой фильма конечно же Иосиф Сталин. Несмотря на то, что он появляется лишь эпизодически, у зрителя должно складываться впечатление, что вождь незримо здесь, он рядом, он все видит и все понимает. Авторы рисуют нам образ вождя с человеческим лицом. Оказывается, он даже печально известный приказ №0428 подписывает нехотя, как бы из-под палки, сокрушаясь о мирных жителях, которые останутся в результате выполнения его приказа без крова и средств к существованию.

- Так что тов.Поскребышев, все подписали? 60 км это ведь очень много. А что будет с жителями этих деревень, вы подумали? - спрашивает вождь, зачитывая приказ об уничтожении населенных пунктов в тылу врага. И сам себе отвечает: - Если мы не пойдем сейчас на крайние меры, нам этого не простят.

Сталин подписывает непопулярный приказ скрепя сердце, как бы показывая нам, что он всеми фибрами души против, но иначе нельзя, иначе мы проиграем войну. И далее, как бы обращаясь уже к потомкам, ко всяким «либерастам» и «дерьмократам», которые спустя десятилетия будут критиковать его, говорит:

- Нам все равно этого не простят. Ничего не забудут и не простят.

Вероятно всем тем, кто сомневается в правильности решения Сталина должно быть после этих слов стыдно. Мы, мелкие людишки современности, не смеем даже усомниться в дальновидности и мудрости великого вождя. Куда уж нам судить о его решениях.

Несведущему читателю надо напомнить, что речь идет о приказе №0428 от 17 ноября 1941 г, который предписывал «Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами».

Споры о том, насколько обоснован даже в условиях сурового военного времени был такой приказ, не утихают до сих пор. Ладно мы, живущие сегодня, ничего не смыслящие в событиях того страшного времени, можем ошибаться в оценках сталинского приказа. Но категорически против него выступал «великий подрывник», «дедушка советского спецназа», «бог диверсий», «гений минной войны» Илья Старинов. Легендарный советский разведчик-диверсант, на счету которого были десятки блестящих диверсионных операций, был настолько опасен, что Гитлер объявил его своим личным врагом и за голову Старинова была назначена большая награда.

Илья Григорьевич пытался донести до Сталина, что тактика «Гони немца на мороз!» ошибочна и даже вредна. Что местное население, оставшееся в результате поджогов их домов в тылу у немцев, озлобленно и встает на сторону оккупантов. Что немцы в результате этого успешно вербуют среди местных жителей полицейских. Но один из приближенных вождя Мехлис пригрозил Старинову расстрелом, если он будет донимать Сталина своими разговорами. Позже, в 1942 году к его советам в ставке верховного главнокомандующего все же прислушались и разведчик будет организатором партизанского движения в глубоком тылу гитлеровцев. Его позиция и его тактика полностью себя оправдают. Но Старинов всю войну ходил по лезвию бритвы и чудом избежал сталинских репрессий.

Вот о ком военно-историческому обществу следовало бы снять фильм. Вот кого следует ставить в пример современной молодежи. Но, видимо, фигура Старинова недостаточно патриотична. Видимо, при выборе кандидатур в киношные герои, в военно-историческом обществе придерживаются каких-то особых критериев. Например, верности тов.Сталину. Во всяком случае лично у меня при просмотре фильма «Зоя» сложилось именно такое впечатление.

Как вы думаете, почему Сталин не уехал в критическую минуту в Куйбышев, когда судьба Москвы и всей страны висела на волоске и гитлеровцы стояли под стенами столицы? В фильме мы видим, как вождь приезжает на перрон вокзала, как ему докладывают, что поезд уже готов и в течение 2 часов авиация обеспечит безопасный коридор для прохождения эшелона в Куйбышев. Но мудрый вождь вдруг вспоминает девушку Зою, ее восторженный и бесстрашный взгляд, ее готовность к самопожертвованию, и в душе Сталина что-то переворачивается (может быть просыпается совесть или стыд, если такие чувства в принципе были ведомы упырю), он резко разворачивается, садится в машину и возвращается в Кремль. Девушка Зоя остановила великого вождя от бегства из Москвы.

Так что страшная смерть Космодемьянской, ее мучения не пропали даром. А ведь враг искушал ее, предлагал присоединиться к светлому будущему для сверхчеловеков. Молодой немецкий офицер-интеллигент сумел таки разглядеть в Зое что-то особое, заслуживающее внимание. Он говорит ей, что она из особого теста, что такие люди нужны великому Рейху. Вся эта сцена по определению не могла быть в реальности. Идеология нацизма не допускала никакого светлого будущего для не арийцев. Немец не мог и не стал бы даже разговаривать на эти темы с партизанкой.

Но сценаристам очень уж хотелось провести аналогию с библейским сюжетом, нарисовать картину искушения героини. В роли искусителя и палача Понтия Пилата выступает немецкий офицер, а в роли Иисуса — Зоя.

Концовка фильма полностью выдержана в библейском духе: пытки, последняя ночь перед казнью, путь на Голгофу, крики возмущенных людей из толпы (только вместо «распни» кричали сдохни гнида ненавижу») и сам момент казни с предсмертной речью.

Иисус перед тем как испустить дух вспоминает, как известно Отца небесного, сокрушаясь, что тот оставил его. Зоя Космодемьянская вспоминает великого Вождя: «Товарищи, бейте немцев, жгите, травите. Нас 200 миллионов, всех не перевешаете! Не бойтесь, Сталин придет!».

Хотя на самом деле не киношная, а настоящая Космодемьянская имя Сталина, согласно показаниям свидетельницы казни, не упоминала.

Сталина в ее уста вложил военкор Петр Лидов, который в январе 1942 года опубликовал в «Правде» очерк «Таня» про подвиг Космодемьянской. Говорила или не говорила Зоя перед смертью о Сталине, мы не узнаем. Но понятно, что большевистская пропагандистская машина не могла пропустить в печать героя, который бы не сказал ничего о вожде. Иначе что же это за герой? В то время журналисты и сценаристы выполняли роль пропагандистов и были обязаны прославлять вождя. А вот почему сегодня авторы фильма решили последовать вслед за сталинскими пропагандистами? Ответ очевиден. В этом «Сталин придет» и заключается, как мне кажется, главная мысль фильма. Вся картина - это апофеоз Сталину и сталинизму. Современная молодежь должна, по мнению авторов, быть готова к приходу Сталина, должна быть готова умереть не за абстрактную Родину, и не за трамвайчики и булочки, а за вождя.

Зачем нас снова вернули к подвигу Зои Космодемьянской? Раздумья о новом патриотическом фильме
Зачем нас снова вернули к подвигу Зои Космодемьянской? Раздумья о новом патриотическом фильме
Зачем нас снова вернули к подвигу Зои Космодемьянской? Раздумья о новом патриотическом фильме
Автор: Андрей Будякин
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА
23.04.2024 11:06 | 159 | 0erid:2Vfnxxamtrk
АО "АПАТИТ"

ФосАгро ставит на лыжи

23.04.2024 9:39 | 175 | 3

Приглашаем на работу