АРХИВ:

Наши люди в булочную на такси не ездят!

10.02.2021 16:01 | 2263#
Наши люди в булочную на такси не ездят!

Добрую половину первой недели февраля Балаково сотрясала большая для нашего времени редкость: серия массовых забастовок таксистов. Передвижение на такси — давно уже не роскошь, хотя бы потому что стоит эта услуга совсем недорого. В том-то и закавыка...

Для начала — краткая хроника событий. В первый день февраля организованная группа водителей Яндекс.Такси вместо выхода на линию в час пик собралась на парковке гипермаркета «Магнит» в 21 микрорайоне. Аккуратно выстроили машины в 2 ряда, закрыв госномера бумагой и тряпками, чтобы агрегатор (для таксистов — работодатель) не смог вычислить и заблокировать участников. Замысел бунтовщиков прост: чем меньше водителей на линии, тем больше время ожидания для клиентов и, соответственно, цена поездки. Их акцию должен был заметить как агрегатор, так и клиенты, тем самым бастующие «убивали» двух зайцев одним выстрелом. В час пик на линию выходит порядка 300 человек и отсутствие 50 водителей серьезно влияет на общую картину. Простояв несколько часов «вне программы», водители разъехались. Забастовке — баста? На деле же вышло: «Hasta la vista, baby» («До свидания, детка» — крылатая фраза из к/ф «Терминатор-2» — ред.)..

Фотография


На следующее утро, 2 февраля, чуть меньшим числом таксисты продолжили бастовать и пошла первая реакция. К недовольным на переговоры приехали... Нет не представители всемогущего и далекого «Яндекса», а местная власть в лице главного по бизнесу (Игоря Файзи) и по связям с общественностью (Ольги Саблиной). Чиновники попытались было уговорить бастующих сесть за тройные переговоры. Протесты, даже такие «отраслевые», местным властям в любое время некстати. Водители же стояли на своем: забастовка — наш самый действенный способ. В чем-то они были правы: пассажиры заметили чуть ли не двукратное увеличение цен в час пик.

Самая массовая акция прошла в тот же вечер. Под гадким февральским дождем собралось около 60 водителей, занявших парковку на площади, сравнимой с половиной футбольного поля. Недовольные условиями труда шоферы снова привлекли к себе внимание (и опять не Яндекса). С самого начала акции парковку начали заполнять полицейские всех рангов — их было больше дюжины. Стражи порядка пытались вменить бастующим организацию незаконного митинга , со стороны выявляя организаторов мероприятия (погонники без этого как без воздуха!).

- Здесь нет организаторов, мы просто пьем кофе, не кричим лозунгов. Сейчас вообще по машинам рассядемся, - сказал один из таксистов, вконец запутав полисменов.



Весомых претензий к бастующим у полиции не нашлось, да и предъявить водителям нечего. Серия акций не имеет никакого политического подтекста. Забастовка повторилась и на следующий день. Решительности водителей восхитились многие, а об акции написали крупнейшие таблоиды области. Так чем же недовольны водители Яшки, как «ласково» называют Яндекс сами таксисты? Эта история с большим хвостом.

Еще 10 лет назад в Балакове были десятки таксопарков с различными названиями: первопроходец Ас-Лада, позже — Круиз, Турбина, Метро и многие другие. Конкурирующие фирмы предоставляли балаковцам извоз разного уровня комфорта и стоимости. Но, воспользовавшись безразличием (а может и покровительством) государства, бриллиантовая рука рынка в виде Яндекс.Такси смела, словно крошки со стола, мелких конкурентов сначала в крупных городах, а потом и в провинции. Яндекс долгое время обеспечивал пассажирам нереально низкие цены, а водителям щедро доплачивал из своего кармана. Такси перестало быть роскошью, поездка в складчину стала дешевле тесного автобуса. Такой подход вмиг завоевал всенародную популярность, а в жажде непрерывных заказов на него перешло абсолютное большинство водителей. Рассказывает водитель Яшки Андрей:

- Балаковцы начали возить детей в детские сады и поликлиники, ездить в магазины и на работу. У нас больше не было дефицита заявок, чем «болели» мелкие фирмы такси. Чтобы понять размах перемен представьте. Моему знакомому на свадьбу родственники подарили новый автомобиль, чтобы он мог таксовать и содержать тем самым семью в достатке. А коллег, взявших «под Яндекс» автокредиты, не счесть!.

Мелкие провинциальные конкуренты посыпали голову пеплом и проклинали монополиста. Когда Яндекс понял, что захватил рынок, «мышеловка» захлопнулась.

Фотография


Агрегатор отказался от доплат водителям, постепенно закручивая гайки. Чтобы заработать привычную сумму, таксистам приходиться все больше сидеть за баранкой. Последней каплей стало январское изменение условий труда и увеличение обязательного числа заявок для получения гарантированной доплаты от агрегатора. При выполнении 45 заявок водителю доплачивают около 1000 рублей, прежде таких поездок надо было сделать 40.

- Чтобы выполнить 45 заявок, надо провести за рулем по 14-16 часов в день. Это огромная переработка. Потом люди жалуются, что Яшки попадают в аварии. Немудрено, если к концу смены буквально валишься с ног. Мы не миллионеры, многие из нас арендуют автомобили по 1000 рублей в день. А еще надо заправиться, периодически мыть машину, запчасти, расходники, амортизация», - негодует один из бастующих таксистов.

Мы пытались связаться с Яндекс.Такси с самого начала забастовки. Но вертикаль компании построена так, что над сотнями таксистов в Балакове нет реального босса. К нашему изумлению, на третий день забастовок на редакционную почту «Сути» пришло заявление от внешней пресс-службы агрегатора за подписью Анны Ковешниковой, в котором Яндекс отрицает все обвинения и намекает, что извозный бунт в Балакове никак не влияет на благополучие транспортного гиганта:

«Никаких правил для работы по 14 часов ради 40-45 поездок в Яндекс Go не существует. Средняя стоимость поездок для горожан остается такой же, как и в прошлом году. Тарифы и условия работы водителей в городе существенно не менялись.
Сейчас сервис работает в обычном режиме, количество поездок, заказанных с помощью Яндекс Go, растёт. Увеличивается и количество водителей на линии: сегодня их больше, чем в этот же день в прошлые недели"
.

Автор: Борис Заправски
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА