Ох уж эти Растяжки по времени! Или что делать с призраками вечерних маршрутов
Одним из центральных вопросов мартовского заседания районной Общественной палаты стала работа общественного транспорта в Балакове. С докладом на трибуну ОПы вышел директор «Балаковоэлектротранса» Александр Халилов.
Он привел неутешительную статистику, связанную с введенными в апреле прошлого года ограничительными мерами из-за пандемии коронавируса. Количество транспорта на маршрутах по объективным причинам начало сокращаться. Больше всего выбыло автобусов на 21 (6 единиц) и 22 (10 единиц) маршрутах. Только в декабре на 22-м маршруте, сказал он, одномоментно выбыло 6 единиц техники, что негативно сказалось на интервалах движения.
- С января месяца нам удалось направить на этот маршрут 2 машины, работу в этом направлении мы ведем. Я думаю мы выровняем ситуацию когда еще немножко потеплеет. Морозы никак не способствовали работе общественного транспорта. Но при всем этом считаю, что с перевозками справились неплохо. Если конечно опустить 22-й маршрут, здесь у нас есть проблемы, но мы с ними работаем, - сказал Александр Сафаралиевич.
Вполне ожидаемо члены ОПы подняли вопрос о том, что в вечернее время передвигаться по городу на общественном транспорте, мягко говоря, никак. Это главное, из-за чего Халилова пригласили на встречу. Зампред палаты Евгений Запяткин предложил запустить по основным маршрутам города дежурные автобусы, которые обеспечивали бы нормальный проезд жителей до 12 ночи. Евгений Викторович считает, что можно было бы с 9 вечера начинать работу двумя муниципальными автобусами, которые выходили бы с противоположных концов Балакова друг другу на встречу. По мнению Запяткина хватило бы 3-4 рейсов, чтобы полностью решить проблему.
Однако директор БЭТа парировал: у автопредприятия нет технической возможности это сделать. БЭТ и так с 19 до 20.30 часов работает в режиме дежурного графика с 15-минутным интервалом, так как пассажиров очень мало. При этом Халилов уверяет, что проблемы существуют в основном на 22-м маршруте, а на всех остальных автобусы хотя и с некоторой, как он выразился, «растяжкой по времени».
- Автобус, который начинает рейс в 20.30, как раз в 22 часа прибывает на конечную остановку. Оборотный круг маршрутов достаточно протяженный и по времени составляет от 1ч. 10 мин. до 2 часов. Конечно интервал между автобусами увеличивается, но транспорт до 22 часов ходит. Просто на каждой остановке они не будут в 10 вечера. Мы отслеживаем все через систему ГЛОНАСС и видим, что автобусы ходят, - уверяет Александр Сафаралиевич.
Ходят-то они, возможно, и ходят, вот только, если ждать приходится по 40 минут, то смысл такого движения транспорта в принципе пропадает. Тем более, если не знаешь, ждать в принципе автобуса или нет. Система отслеживания автобусов через приложение Яндекс транспорт, которую так активно пропагандировали в позапрошлом году, себя не оправдывает. Впечатление, что многие автобусы то ли не оборудованы датчиками, то ли эти датчики не работают.
Все балаковцы, которым приходится регулярно пользоваться общественным транспортом, прекрасно знают: после 19.30 уехать достаточно проблематично. И не только на 22-м маршруте, но почти и на всех остальных. За исключением разве что 10 и 10А. То, что Александр Халилов назвал «растяжкой по времени» как раз и есть главная проблема, из-за которой страдают жители.
Надо понимать, что, администрация ввела в позапрошлом году какую-то причудливую форму заключения контрактов с перевозчиками. Все перевозчики, что частные, что муниципальный БЭТ имеют договора с УДХБ, но в то же время БЭТ является участником договоров простого товарищества со всеми частными перевозчиками. И хотя Халилов и заверяет, что его организация наравне с частными перевозчиками является таким же партнером, на самом деле маршруты принадлежат именно БЭТ и все частники (за исключением 10 и 10А маршрутов) фактически находятся в подчиненном положении у муниципальной структуры. То есть тот же убыточный и проблемный 22-й маршрут на самом деле БЭТовский и предприятие несет за него такую же ответственность, как и индивидуальный предприниматель, который на на этом маршруте работает.
Одним словом, во всей этой сложной правовой конструкции, разработанной и внедренной два года тому назад при непосредственном участии экс-замглавы района Павла Гречухина, явно что-то не клеится и она дает сбой. А страдают при этом рядовые пассажиры, недоумевая: почему в вечернее время они не могут рассчитывать на общественный транспорт. Но ответа на этот вопрос директор БЭТа, увы, не дал. По сути Александр Халилов своим выступлением в Общественной палате расписался в собственном бессилии. Он лишь констатировал тот факт, что есть «отдельные проблемные маршруты», и заверил, что с ситуацией справятся. Похоже, что ни в УДХБ, ни в БЭТе не знают, что делать с этими проклятыми «растяжками по времени». Наверное надо просто немного потерпеть, а там, глядишь, потеплеет, на маршрутках станут ездить меньше, накал недовольных страстей в народе упадет и все рассосётся само собой.