АРХИВ:

Брутто-контракт — спасательный круг пассажироперевозок?

29.03.2021 16:31 | 3594#
Брутто-контракт — спасательный круг пассажироперевозок?

Ни для кого не секрет, что всю систему общественного транспорта Балакова лихорадит.
И дело здесь далеко не только в работе конкретно «Балаковоэлектротранса», который является фактическим монополистом на рынке пассажироперевозок в районе.


Дело в том, что вся система пассажироперевозок требует кардинального реформирования. Работать так, как работают перевозчики, начиная с 90-х и нулевых уже невозможно. Кому-то из перевозчиков достаются более «хлебные» маршруты, кому-то - убыточные. Частники требуют либо поднять цены на проезд, либо ввести систему дотаций из бюджета.
Администрация БМР, у которой, естественно, нет особых финансовых возможностей, датировать убыточные маршруты, пытается как-то сбалансировать работу так, чтобы и частные перевозчики могли что-то заработать, и обеспечить потребности жителей в общественном транспорте, не взвинчивая при этом цену на проезд. Однако, как показывает практика, в треугольнике «перевозчик-власть-население» все тяжелее становится найти консенсус, который удовлетворял бы все три стороны.

О том, что же делать с работой общественного транспорта, решали на состоявшемся в минувшую пятницу очередном заседании горсовета. Заслушав доклад директора БЭТа Александра Халилова, депутаты поняли, что ситуация на предприятии далеко не радужная. Изношенный подвижной состав, нехватка средств на качественный ремонт техники, маленькие зарплаты сотрудников, что приводит к большой текучке кадров. Проблем добавило и то, что в 2020 году из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса резко (до 40%) упал пассажиропоток. БЭТ получил в качестве помощи от государства кредит в размере 28 млн. 305 тыс.руб. с условием, что перевозчик сохранит весь трудовой коллектив и пока еще держится за счет этой дотации.

Свет на плачевное положение пассажироперевозок пролил депутат Кирилл Лаврентьев, который всю жизнь работает в этой сфере. Он сообщил, что себестоимость перевозок людей на троллейбусах составляет 54 руб., а на автобусах 45-47 руб.

- Хочу сказать в защиту Халилова. Он выиграл конкурсы на перевозку пассажиров за 23 руб. и скажите мне, как он должен возить людей по этой цене при себестоимости в 47 руб. не получая ни копейки из бюджета? Как можно возить, делать ремонты, красить, убирать, кассовые аппараты поставить и так далее? Это невозможно! При 321 работнике у БЭТа идут сплошные убытки. Те 47 млн. руб., которые мы дали ему на этот год он съест уже к августу месяцу. По хорошему ему с учетом пригородных маршрутов надо 120-150 млн.руб., - выпалил Кирилл Владимирович.

Слово взял глава района Александр Соловьев. Он рассказал, что администрация совместно с руководством муниципального предприятия приняло решение об увеличении с 1 апреля вплоть до 100% тарифной ставки по заработной плате для водителей и контролеров БЭТа.

Но чтобы решить проблему просто поднять заработную плату мало. В стратегическом плане развития администрация, проанализировав опыт организации пассажироперевозок в других городах, решила внедрить в Балакове принципиально новую систему — так называемый брутто-контракт. Это такой контракт, при котором перевозчики выполняют задание, определенное заказчиком по километражу и вне зависимости от того есть пассажиры или нет, получают оплату за выполнение своей работы. Привязка у перевозчика идет не к пассажиропотоку, а к километражу пробега и соблюдению графика и интервалов движения. Средства же за эту работу собирает непосредственно заказчик — муниципалитет, который в дальнейшем и рассчитывается с перевозчиками за работу.

- Сейчас, например, в Новокузнецке и Белгороде идет апробирование этого метода. Таким образом они полностью ушли от той проблемы, что предприниматели ездят в «жирное» время, когда есть пассажиропоток, а в вечернее время заставить их работать невозможно. Мы уже обратились в четыре проектные организации с техзаданием по проектированию дорожного движения с учетом строительства отрезка дороги по Бр.Захаровых от моста Победы к Саратовской ГЭС, чтобы замкнуть кольцевое движение по городу. Как только будут предложены какие-то варианты мы обязательно их обсудим и с депутатами, и с жителями. Но при этом у нас параллельно возникает еще одна задача — максимально перейти на безналичный расчет. Для этого стоимость проезда за наличный расчет делается выше, чем по безналу. Например, если проезд стоит 23 руб., то за наличный расчет пассажиру придется заплатить на 5 руб. дороже, - рассказал Александр Александрович.



Брутто-контракт — дело хорошее, высказал свою точку зрения Лаврентьев:

- Выезжает автобус в рейс, отработал 9 кругов, отметил в диспетчерской пробег 250 км, график соблюдает. То есть у перевозчика кроме как за выполнение графика и содержание подвижного состава голова не болит. За выручку отвечает муниципальное предприятие. Но я вот так прикинул из расчета 120 автобусов, которые у нас в городе, цена такого удовольствия будет составлять от 500 млн.руб. Чтобы вы понимали в Перми, например, брутто-контракт рассчитывается из расчета 115 руб/км. пробега. Меньше 50 руб/км. смысла заключать брутто-контракт нет. Качество подразумевает большие бюджетные вложения.

Цифра в 115 руб/км покоробила Халилова, он считает, что это очень дорого. А глава района Александр Соловьев сказал, что исходя из конкретного маршрута по предварительным подсчетам примерная стоимость контракта будет 30-45 руб/км:
- Поэтому нам и надо просчитать и маршрутную сетку, и потребность, чтобы определиться на какие цифры мы выйдем и тогда уже вместе принимать решение переходить на новую систему брутто-контрактов или не переходить. Но наша главная задача добиться того, чтобы люди комфортно пересели из личного автотранспорта в маршрутные автобусы.

Депутат Леонид Родионов добавил: в любом случае нужна оптимизация маршрутных сетей и пересмотр всей схемы движения, так как транспортные нагрузки в городе за последние годы изменились.

Гордепы и глава района пришли к единому мнению, что переход к брутто-контракту, если и произойдет, то не ранее чем, через 2-3 года, а вероятнее всего к моменту окончания ныне действующего с перевозчиками 5-летнего контракта, который был заключен с УДХБ в 2019 г.
Итак, Балаково вроде как стоит на пороге кардинального реформирования всей системы пассажироперевозок. Введут или не введут у нас брутто-контракт и в какую сумму он обойдется казне района станет известно в ближайшие месяцы.

Автор: Андрей Будякин
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА