АРХИВ:

Довожу до вашего сведения. Наталья Караман бьет во все колокола по поводу подорожания бензина

30.03.2021 11:42 | 3595#
Довожу до вашего сведения. Наталья Караман бьет во все колокола по поводу подорожания бензина

Тема необъяснимого подорожания топлива в России и нашем районе в частности сподвигло зампредседателя общественной палаты Саратовской области Наталью Караман обратиться с письмом сразу в несколько "профильных" инстанций. Считаем необходимым опубликовать текст письма правозащитницы чиновникам.

В Координационный совет при правительстве РФ,
107078, г. Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 12

В Министерство финансов РФ,
109097, Москва, ул. Ильинка, 9

В Министерство экономического развития,
125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2

В Министерство энергетики РФ
107996, г. Москва, ул. Щепкина, д. 42 ,ГСП-6

В Федеральную антимонопольную службу РФ
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3

Довожу до вашего сведения, что в очередной раз в Саратовской области мелкооптовые цены на нефтепродукты с нефтебаз «Роснефти» практически сравнялись с розничными ценами за литр на принадлежащих им АЗС.

В 2018 (так называемый «топливный кризис»), в 2019 и 2020 годах в Саратове также остро стоял вопрос диспаритета цен на топливо. С 20 мая 2020 г. на фоне дефицита топлива на внутреннем рынке, цены на бирже на значительно выросли. Следом за биржевыми выросли цены и на региональных нефтебазах нефтяных компаний. Например, исходя из цен ПАО «Саратовнефтепродукт», с 28.03.2020г по 22.05.2020г. цена на АИ-92 выросла более чем на 20%, при том, что розничные цены на всех АЗС Саратовской области не повышались.

Об этом владельцы независимых АЗС неоднократно сообщались в Сара-товское УФАС, не получая ответов в большинстве случаев, либо получая фор-мальные ответы без выяснения ситуации по существу.

С конца декабря 2020 года начали расти оптовые цены на бензин в целом. В свою очередь биржевые цены на топливо тоже в конце года возобновили рост. Цена тонны бензина АИ-95 и AИ-92 на бирже поднялась на 7,7% и 8,4% соот-ветственно. Сейчас уже март, а повышение цен продолжается.

Данная тенденция связана с увеличением привлекательности экспорта топ-лива на фоне подъёма мировых цен на нефть и повышения акцизов. В 2021г ак-цизы увеличились на 4% по сравнению с 2020г., следовательно поставлять топ-ливо на внешний рынок по-прежнему выгоднее, чем продавать его внутри стра-ны.

В начале года Правительство РФ объявило, что цены на бензины в 2021г. вырастут в пределах инфляции. Однако, только цены на нефть с начала 2021 года уже увеличились почти на 10% . Если добавить сюда 4% акцизов и 7,7 % и 8,4% соответственно увеличение цен на АИ-95 и AИ-92, станет очевид-ным, что темпы роста оптовых цен в несколько раз превысили установленный уровень инфляции еще в начале текущего года.

За период с 11.01.2021 г. по 10.03.2021 г. оптовая цена на альтернативное топливо сжиженного углеводородного газа (СУГ) увеличилась на 46,4 % (с 23 3261 руб./т до 34 207 руб./т). При этом индекс «нэтбэк» на СУГ увеличился за указанный период на 63,1% (с 23 419 руб./т до 38 187 руб/т), что выше оптовых цен на 11,6%. Заявленный уровень инфляции в 2021г составляет 4,5-5,5%, однако рост цен на СУГ также превысил этот уровень в несколько раз.

В качестве основного рычага воздействия по сдерживанию оптовых цен был выбран демпфирующий механизм, который, очевидно, показал свою несостоятельность в одиночку справится с совокупностью мировых, погодных, эко-номических и иных факторов, влияющих на рост цен.

Не смотря на то, что новый уровень условной цены в формуле демпфера для бензина снизится с 01.05.2021г. на 2700 рублей, это снижение никак не по-влияет на формирование оптовой цены для независимых АЗС.

Увеличение объемов продажи бензинов на бирже, закрепленных в совместном приказе ФАС и Минэнерго России, до 11% также не даст ожи-даемого снижения цены, поскольку в настоящее время там реализуется около 20% производимых бензинов и цена все равно продолжает расти.

Более того, многие компании, занимающие доминирующее положение на рынке нефтепродуктов регулярно из года в год не исполняют свои обязанности по реализации посредством биржевых торгов минимальных объемов, закреп-ленных в совместном приказе. Данный вывод сделан исходя из анализа прото-колов заседания биржевого комитета за предыдущие годы. Однако, эти нарушения остаются безнаказанными так как закрепленная на законодательном уровне ответственность за их совершение отсутствует.

При таких огромных темпах роста оптовых цен на топливо, розничные цены независимым АЗС приходиться сдерживать до тех пор, пока АЗС ВИНКов не поднимут розничную цену.

Такая сложившаяся СИСТЕМА имеет ежегодную периодичность. У предпринимателей есть на руках множество формальных ответов ФАС России, о том, что ситуация либо налаживается либо проблемы вообще не существует. Обращения на этот счет по существу поставленных вопросов не рассматриваются.

Исходя из анализа биржевых, мелкооптовых и розничных цен нефтяных компаний усматривается нарушение прав независимых топливных операторов на конкурентное рыночное ценообразование в розничном звене. Данная ситуация является стимулом для поступления в регион большого объема суррогатных нефтепродуктов, не соответствующих требованиям Технического регламента, в том числе, стимулировать нелегальный ввоз «контрабандного» топлива из Республики Казахстан.

Мелкооптовая цена, по которой приобретается топливо у ВИНКов остальными участниками рынка, не позволяет им осуществлять продажу топлива по конкурентоспособной розничной цене на своих заправках (она будет заведомо выше с учетом операционных расходов на продажу, даже без учета маржинальности).

В настоящее время, например, мелкооптовая стоимость АИ 92 составляет 43,18 руб/л., а розничная на заправках ПАО НК «Роснефть»— 43,95 руб./л. при этом данный бензин является самым востребованным потребителями в регионах, в том числе, в Саратовской области.

Сложившуюся ситуацию на рынке нефтепродуктов из года в год нельзя назвать ни рыночной, ни конкурентной.

Например, ПАО «Саратовнефтепродукт», являясь субъектом, занимающим доминирующее положение в регионе, неоднократно из года в год нарушает положения Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

На рынке нефтепродуктов Саратовской области «Роснефть» представлена ПАО «Саратовнефтепродукт». Помимо сети АЗС, «Саратовнефтепродукту» принадлежат 4 нефтебазы — Балашовская, Ртищевская, Энгельсская и Увек-ская, последняя передана в аренду и управляется Саратовским НПЗ.

В соответствии со ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» «запрещаются действия (бездействие) занимающего до-минирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых яв-ляются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низ-кой цены товара;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованное уста-новление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не уста-новлено федеральным законом;
3) создание дискриминационных условий.

В существующих условиях на рынке моторного топлива Саратовской области в отношении диспаритета оптовой и розничной цен, устанавливаемых на бензины и СУГ ПАО «Саратовнефтепродукт», все перечисленные выше факто-ры присутствуют в совокупности.

Подтверждения соответствия действительности мелкооптовых и розничных цен, о которых идет речь в настоящем письме и устанавливаемых ПАО «Саратовнефтепродукт» на дизельное топливо и автомобильные бензины не требу-ется. Актуальная цена на реализуемый товар не относится к коммерческой тайне и должна находится в открытом доступе.

Помимо прочего, согласно Приказу Федеральной антимонопольной служ-бы от 19 марта 2007 г. № 73 «Об утверждении Порядка проведения Федеральной антимонопольной службой мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты» руководители территориальных органов ФАС России должны обеспечить представление данных по мониторингу оптовых и розничных цен на нефтепродукты в ФАС России в соответствии с требованиями и сроками, уста-новленными данным порядком. Из чего можно сделать выводы о том, что дан-ные об оптовых и розничных ценах на СУГ и автомобильные бензины должны быть у федерального и регионального ФАС.

Владельцы независимых АЗС представляют собой тот стабильный, качественный пласт МСП, который надо сохранять всеми силами. Достигать уста-новленных показателей стратегии развития малого предпринимательства в РФ нужно не столько за счет количества, сколько за счет качества. Однако, в настоя-щее время исполнение показателей национальных проектов в части развития малого и среднего предпринимательства соблюдается формально. Уже сформировавшийся малый бизнес терпит крах и разоряется. В ситуации борьбы за выживание не приходится говорить ни о поддержке, ни о развитии субъектов МСП.

Также общеизвестна информация относительно доминирующего положе-ния ПАО «Саратовнефтепродукт». По предписанию ФАС России «Роснефть» должна была продать часть АЗС, в тех регионах, где доля «Роснефти» на рынке топлива после покупки «ТНК» и «Башнефть» превышала 50%. В числе таких регионов оказались Саратовская и Самарская области.

До настоящего времени указанные предписания ФАС России в отношении ПАО НК «Роснефть» не исполнены, заправки не проданы. Владельцы независи-мых АЗС неоднократно писали о том, что предписание есть властное распоряжение государственного органа об устранении нарушений. Предписание не должно не исполняться безнаказанно, хотя прошло уже 5 лет.

«Роснефть» была обязана продать заправки в указанных регионах вне зависимости от получения ею адекватной по ее мнению стоимости за них или нет. Вместо этого ПАО НК «Роснефть» произвела оценку своих «лишних» заправок и результаты оценки были завышены настолько, что их покупка просто не вы-годна субъектам этого рынка, т.е. не имеет смысла их приобретения.

Исполнение властного распоряжения не связано с получением выгоды и должно быть исполнено вне зависимости от суммы финансовых потерь. Тем более, что ничего не мешает законсервировать «лишние» заправки или сдать их в долгосрочную аренду. Более того, предписание не должно быть исполнено фор-мально: «Роснефть» должна продать заправки в черте города, так как их на-личие прямо влияет на конкуренцию на географических границах локального рынка нефтепродуктов. Продажа/закрытие АЗС в отдаленных районах не изменит распределения ситуации и не создаст условий для развития конкуренции, а наоборот, приведет к нехватке топлива в труднодоступных населенных пунктах области.

В настоящее время необходимо принятие комплекса мер по снижению резкого роста оптовых цен на топливо и устранению диспаритета оптовых и роз-ничных цен.
Учитывая вышеизложенное и в рамках полномочий каждого ведомства
прошу :

1. Министерство финансов РФ пересмотреть налоговую политику в нефтяной отрасли в целях стабилизации роста оптовых цен на нефтепродукты.

2. Министерство экономического развития принять меры по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов, устранения диспаритета цен на нефтепродукты, а также меры по недопущению вытеснения с нефтепродуктов рынка субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Министерству энергетики РФ закрепить в совместном приказе Минэнерго России и ФАС России закрепить повышение нормативов продаж автомобиль-ных бензинов на бирже компаниями, занимающими доминирующее положение до с 11% до 20%.

4. Федеральная антимонопольная служба РФ для обеспечения реализации топлива по рыночным механизмам в соответствии со ст. 44 ФЗ-135 «О защите конкуренции», усилении контроля за доминирующими субъектами на рынке нефтепродуктов и принятие мер для исполнения ПАО НК «Роснефть» предписаний о продаже автозаправочных станций.

5. Координационный совет при правительстве РФ обеспечить комплексное решение проблемы вытеснения субъектов МСП с рынка нефтепродуктов, недо-пущения установления доминирующим субъектом ПАО НК «Роснефть» дискриминационных условий для остальных участников рынка, а также обеспечение компетентными ведомствами принятия комплекса мер по снижению резкого роста оптовых цен на топливо и устранению диспаритета оптовых и розничных цен.

Информировать о результатах рассмотрения настоящего обращения по вышеуказанному адресу.

С уважением,
Председатель СПРОО «Защита» Н.Л. Караман

Автор: Редакция
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА
23.04.2024 11:06 | 176 | 0erid:2Vfnxxamtrk
АО "АПАТИТ"

ФосАгро ставит на лыжи

23.04.2024 9:39 | 245 | 3

Приглашаем на работу