Город Креста и родина Жигулей. Что посмотреть и куда сходить в Тольятти?
Впереди сезон отпусков. О заграничных путешествиях в этом году, впрочем как и в прошлом, можно забыть из-за свирепствующего коронавируса, а значит стоит присмотреться к внутреннему туризму. К тому же, буквально под носом у нас есть много интересного. Сегодня с удовольствием рассказываем о соседнем Тольятти — старшем брате нашего Балаково.
Немного истории.
Давно заметил, что у наших городов очень схожая биография. Город креста — Ставрополь (такое имя Тольятти имел при рождении) основан в 1737 году и до революции был небольшим городком на Волге. Точь в точь как и в Балаково, в Ставрополь вдохнула новую жизнь большая стройка гидроэлектростанции. На строительство крупнейшей на тот момент в мире Жигулевской ГЭС в 1950-е съехались специалисты со всех уголков страны и заключенные. Но старому Ставрополю не повезло — ему было суждено уйти под воды Жигулевского моря. Потому во всем городе вы не найдете зданий старше 70 лет.
Вокруг мощного источника электроэнергии выросли крупные предприятия химической промышленности вместе с которыми рос город. В 1964 году Ставрополь переименуют в честь умершего генсека итальянской компартии и большого друга СССР Пальмиро Тольятти. Звездный час Тольятти настал в 1966 году, когда советское правительство приняло решение построить здесь крупнейший в стране автозавод, знакомый сегодня, пожалуй, каждому жителю России. Это на десятилетия вперед определило судьбу Тольятти. Поговаривают, что одной из площадок для строительства автогиганта рассматривался и наш Балаково, а нам достался лишь утешительный приз - завод-спутник ВАЗа БалаковоРезиноТехника.
О городе.
В Тольятти кроме деления на районы (Комсомольский, Центральный и Автозаводской) есть более народное деление на старый и новый город. Для балаковцев архитектура «старого» Тольятти очень напомнит островную и заканальную часть города, тогда как Автозаводской район — точь в точь как наши новые микрорайоны, именуемые здесь кварталами. Тольяттинские районы разделяет реликтовый лес из мачтовых сосен, в котором очень любят отдыхать горожане.
Несмотря на близость и тесную связь с Самарой, Тольятти имеет привычные для провинциального (пусть и крупного) города проблемы с благоустройством, которые близки и понятны и нам. Яркий пример — Центральный парк в Центральном же районе. Еще лет 10 назад в нем демонтировали колесо обозрения и старые аттракционы, заменив их на более простые и дешевые в эксплуатации. Сегодня парк выглядит запущенным и заросшим: дорожки давно разбиты, как и бордюры на клумбах, а обветшалые здания и знаменитые арки имеют унылый вид.
Однако самая злободневная проблема для нас — общественный транспорт — решена на «пятерку». Многочисленные маршрутки здесь ходят одна за другой. Что очень в диковинку, водители без устали переговариваются друг с другом по рациям (установлены в каждом микроавтобусе), обсуждая интервал, пробки и планы на вечер. Властям удалось сохранить пассажирские предприятия, чьи новенькие и просторные автобусы исправно курсируют по городским маршрутам. Уехать и в 9 часов в Тольятти проще простого. Цена проезда, разумеется выше нашей: от 28 рублей и выше, в зависимости от расстояния.
Об отдыхе.
Будучи городом на Волге, Тольятти славится пляжным отдыхом. Несколько крупных и благоустроенных пляжей расположились на берегу живописного Жигулевского моря. По мнению местных, лучший из них — Итальянский. На побережье десятки турбаз, домов отдыха и санаториев, где вдыхая волжский бриз с запахом сосны еще с царских времен поправляли здоровье.
В окрестностях города есть еще один знаковый туристический объект — Замок Гаррибальди. Необычный отель-замок в неоготическом стиле построил в волжской степи тольяттинский предприниматель. В последние годы здесь отбоя нет от любителей фотосессий: тысячи людей мечтают украсить свой Instagram снимком на фоне «новодела». По моему мнению, замок — на любителя.
В Тольятти нет проблем и с культурным отдыхом. В городе работает аж 10 театров на любой вкус и великолепная филармония, где дают концерты ведущие музыканты и коллективы страны. Про знаменитый Грушинский фестиваль, что проходит недалеко от города знает вся страна. В свой очередной приезд в автомобильную столицу России я отдал предпочтение музейному отдыху и не прогадал.
Впервые удалось познакомиться с Тольяттинским краеведческим музеем, который удивил своей богатой экспозицией: от Ставрополя провинциального и до современных выставок. Особый интерес вызывает коллекция мебели 18-19 века и редкие фотографии ныне затопленного Жигулевским морем старого города. Объясняю музейным дамам, что в Балакове удалось сохранить старый город, защитив его длинной дамбой. Сотрудницы музея завидуют и обещают приехать к нам в гости. Вместе находим много общего в истории наших городов. Кстати, под боком у музея большая художественная галерея, где выставлены работы местных мастеров.
Самый большой музей в Тольятти устроен под открытым небом. Назван он в честь своего создателя, бывшего вице-президента АвтоВАЗа Константина Сахарова. На огромной площади собраны почти полтысячи экземпляров отечественной и зарубежной техники: танки, бронемашины, самолеты и даже подводная лодка Б-307, которую доставили в Тольятти целиком с последнего места службы. Музейный комплекс ежегодно посещают 150 тысяч человек, но я сделал выбор в пользу не менее интересного музея АвтоВАЗа.
Расположен он неподалеку от самого завода, а стоимость билета по нынешним меркам совсем смешная — всего 100 рублей. В музейном комплексе собраны все модели, которые когда-либо выходили с конвейера автозавода. Самый первый экспонат ВАЗ-2101. Именно эта легендарная копейка в 1970-м году была продана первой счастливому советскому гражданину через торговую сеть автозавода. Хозяин ездил на «копейке» 19 лет, после чего подарил ее музею предприятия. Автозавод за это подарил ему новенькую «девятку».
В музее выставлена самая первая «десятка», на которой Борис Ельцин проехал несколько сотен метров по Кремлю и легендарная желтая Лада Калина, за рулем которой Владимир Путин в 2010 году проехал 200 километров из Хабаровска в Читу. Выйдя из машины, тогда еще премьер страны сказал:
«Выглядит - как цыпленок, летает — как ласточка!».
На капоте знаменитой Лады красуется выцветший автограф Владимира Владимировича.
Впрочем, еще одну подпись Путин оставил и на Lada Largus, что также стоит в музее. Кроме привычных глазу моделей в экпозиции представлены уникальные прототипы, макеты и концепты «Жигулей будущего». Впервые своими глазами увидел спорткары линейки Lada Revolution, электрокары Lada Golf и Ricksha и даже ряд несбывшихся моделей. Без сомнения, музей АвтоВАЗа впечатлит не только заядлых автолюбителей, но и будет интересен детям.
Ложечка дегтя.
На обывательский взгляд Тольятти покажется городом достаточно богатым. Но за обилием роскошных торговых центров и салонов кроется невысокий достаток среднестатистических жителей, о чем они без стеснения признаются в общении. Найти работу с приличной зарплатой все сложнее. Коммерческая недвижимость сплошь покрыта вывесками «аренда», а город буквально кишит питейными заведениями (даже по сравнению с Балаковом их здесь очень много). Градообразующий автозавод до сих пор не может оправиться от кризиса 2008 года и выйти на прежние показатели производительности (2008 год — 810 тыс. автомобилей, 2019 год — 541 тыс.). Предприятие на протяжении 7 лет проводит сокращения персонала, объясняя процесс оптимизацией производства, а социально-экономическая обстановка в городе напрямую зависит от положения на заводе. Молодежь признается, что идти на вредные заводы по производству аммиака (таковых здесь несколько) желающих мало и многие ищут себя в Самаре, Казани и Москве. Поэтому в Тольятти ежегодно падает численность населения, опустившаяся в прошлом году ниже отметки в 700 000 человек.