Плывите, милые БалАэсики! Как мы дарили свободу благородным стерлядкам

Так близко – самым крупным планом - я видел тебя, властительница Волги, впервые в жизни.
На первый взгляд внешне ты почти пескарик. Но что за непокорные гребни на спинке, да и нежное брюшко, которого касаться можно только особым образом.
- Сначала подержите ладонь в воде, а когда она остынет, аккуратно берите стерлядочку, у нее чешуи просто нет - учат нас опытные рыбозаводчики, с кем мы сегодня с удовольствием пересеклись в благородной миссии – зарыблении Волги.
После предосторожностей мы с коллегами-журналистами, собравшимися 28 июля на берегу залива Волги под Духовницком (напротив пригорий Хвалынска), прикасаемся к ней, совсем еще крошечной стерлядке-сеголетке, рожденной из черной икринки этой весною в Саратовском рыбопитомнике. Она рвется на свою свободу – даже в зачерпанную ведром воду. Очень сильная, но хрупкая одновременно. Стерлядка – главная героиня герба Саратовской области, уже давно ставшая в наших водах раритетом.
Посильно помочь Волге – задача, за которую взялась Балаковская АЭС по праву крупного водопользователя и просто сильного предприятия. Листаю документы – сегодня мы выпустим на волю 73 тысячи 678 голов молоди стерляди весом от 3 грамм на 840 тысяч 458 рублей. Почему в Духовницком? Так повелели профессионалы – катер рыбоохраны стоит на берегу – процесс идет под строгим контролем. Но прежде чем даровать мальку новую жизнь, его надо взвесить и пересчитать. В фуре, привезшей сюда 4 пластиковых объемных спецконтейнера с рыбой (охлаждение воды и подача кислорода прилагаются) сачком ловится малек, пересыпается в ведро – и на весы. Стерлядка в закрытой воде растет славно – вес достигает 9-10 грамм. До волнительного момента остается все меньше времени, которое мы посвящаем общению с профессионалом.
Начальник отдела охраны окружающей среды Балаковской АЭС Станислав Рязанов сообщил:
- Концерн «Росэнергоатом» и Балаковская АЭС исполняют 10-летнюю программу зарыбления акватории Волги.
Ему вторит Анвар Бесшапошников, начальник участка цеха обеспечивающих систем атомной станции:
- Мы работаем по отработанным методикам. Стерлядку лучше всего выпускать в теплую воду, что мы и делаем. Осенью продолжим начатое, в планах – выпуск в Волгу всего около 310 тысяч молоди толстолобика, белого Амура и сазана на общую сумму с учетом сегодняшней стерляди - 2 млн 361 тысяча рублей.
Глядя на сплошную зелень июльской Волги, хочется верить, что вся эта рыба, выпущенная сегодня и в будущем, поможет очистить хотя бы частично это, прости господи, полуболото.
Хотя нет, стерлядка – королева, достойная не только всяческих гербов, но и самого трепетного к себе отношения. Принявшей участие в нашей фотосессии рыбке подбираем имя:
- Пусть будет БалАэсик, в честь станции, родившей этот проект!
Никаких атрибутов праздничного события здесь нет кроме трепета в наших душах, непривыкших к такому зрелищу. Открывается вентиль в баке, и через гофрированный шланг в воду выплескивается юркая жизнь. Молодь с удивительными гребнями на спинках на лету старается принять равновесие, уходит от потока воды в сторону и оглядывается в новых для себя условиях выживания.
В этот момент захотелось даже зааплодировать, но такой всплеск эмоций среди суровых загорелых лиц работников рыбопитомника не слишком уместен. Один синий пластиковый бак опустошается, делясь содержимым с волжским заливом, второй, третий, четвертый. Задача исполнена. Стерлядь, выращенная с любовью и неусыпным вниманием, осталась тет-а-тет со всеми трудностями дикой воды – не столько естественные враги – сомы с судаками да щуки с окунями, сколько самые ненасытные из хищников – браконьеры, превратившие акваторию Волги и малых рек-спутников в непролазное месиво сетей. Эти наших молодушек в поисках дорогущей черной икры никогда не жалеют – потому и превратилась эта благородная рыба осетровой породы в страшную редкость. Не хочется сегодня рассуждать о среднем - совсем невысоком – проценте малька, о неумолимых трудностях перед каждой стерлядочкой. Каждый должен делать что должно, и будь что будет – только так…
Но чу! Мы совсем было начали уходить с берега после церемонии зарыбления, как внесли свою неожиданную лепту. В потоках воды из бака самые отчаянные рыбешки умудрились прорваться мимо шлангов-рукавов. Забились себе, красотки в лужицу под камешек – поведение один в один как под водой – и вздымают широко жабры в жажде жизни. Не торопимся – в той же лужице остужаем ладони и набираем с полдюжины беглянок, напоследок их сфотографировав крупным планом:
- Плывите, милые БалАэсики! Берегите себя из всех своих осетровых сил и как можно дольше никому на глаза не попадайтесь!



















