АРХИВ:

Слово о хранителе арагонита, построившего целый город

28.09.2021 13:35 | 1207#
Слово о хранителе арагонита, построившего целый город

Как мы уже сообщали, депутаты горсовета единогласно проголосовали за присвоение звания Почетного гражданина города Балаково Николаю Лаврентьевичу Стряпчеву.
Его имя долгое время было практически предано забвению, хотя именно благодаря его заслугам Балаково приобрел тот неповторимый облик, каким мы его знаем сегодня.


Николай Лаврентьевич Стряпчев – участник двух войн финской и Великой Отечественной), строитель и, как бы сейчас сказали, высококлассный менеджер. В 1941 году в первый же месяц Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Начав боевой путь командиром сапёрного взвода, к концу войны стал корпусным инженером. В 1942 году был легко ранен. В 1943 году награждён орденом Отечественной войны II степени за участие в захвате высоты «Нептун» на Карельском фронте. После Победы трудился на строительных объектах, в том числе на строительстве Куйбышевской и Саратовской гидроэлектростанциях. Многие годы был начальником управления «Жилстрой» могущественного треста "Саратовгэсстрой". Под его руководством в практику строительства внедрено немало новаторских методов, новых архитектурных решений, отделочных материалов.
За успехи в строительстве Саратовской ГЭС Н. Л. Стряпчев был удостоен Государственной премией Совета Министров СССР. Коллективом управления «Жилстрой» под руководством Стряпчева ежегодно вводилось более 100 тысяч квадратных метров жилья, школ, детских садов. Были построены и введены в эксплуатацию кинотеатры «Космос» и «Россия», Дворцы культуры «Химик» и «Строитель» и еще много других объектов.


...Только в 2018 году после настоятельных просьб ветеранов-строителей в Балакове на здании пенсионного фонда, где некогда размещалось управление «Жилстроя», торжественно открыли памятную доску заслуженного строителя РСФСР Н.Л.Стряпчева.

Имя Стряпчева неразрывно связано с арагонитом. По семейному преданию около его коттеджа на Линевке завезли свежий щебень, а красивый полупрозрачный камушек принесла в дом его дочка. К камешку оставалось только присмотреться и узнать, откуда привезли щебень. Именно Николай Лаврентьевич в середине 70-х годов прошлого века открыл в Ново-Березовском карьере, что под Пугачевым, месторождение удивительного минерала арагонита, принесшего ее открывателю сначала взлёт, а потом и забвение. Стряпчев создал в подвальном этаже Жилстроя отсек со станками для обработки арагонита, обучил несколько рабочих (в памяти фамилии камнерезов - Баженов и Михаил Сало) таинству ремесла на Урале. Со временем в его комнате отдыха были накоплены сотни уникальных изделий - от шахмат до посуды всех фасонов, которые стали легендарной "арагонитовой комнатой". Минерал стали широко применять для декоративной отделки общественных зданий. Стена из арагонита в нашем политехническом институте, в красном уголке Жилстроя, целый арагонитовый зал в ДК Строителей, краеведческий музей в Хвалынске, гостиницы на черноморском побережье страны. Слава об удивительном руководителе благодаря в том числе и подаркам-поделкам из арагонита дошла и до высоких кабинетов в Москве.

Кусочки арагонита отправились в свое время даже в космос. Образцы камня брали с собой в полет на орбитальную станцию «Салют-5» космонавты В. Горбатко и Ю. Глазков (февраль 1977 г.). Во время одного из телерепортажей из космоса они представляли его как камень, открытый на Саратовской земле, которая гостеприимно приняла первого в мире космонавта Ю. Гагарина.
За открытие А. в Березовском карьере Н.Л. Стряпчеву присуждено звание «Отличник разведки недр».
Бытует мнение, что именно история с арагонитом и стала одной из причин конфликта Николая Леонтьевича с директором "Саратовгэсстроя» Александром Ивановичем Максаковым.



...Сначала была разгромная статья в центральной прессе (кажется. в "Известиях"_ ред.) о зазнавшемся каменном директоре. В 1981 году состоялось заседание парторганизации «Саратовгэсстроя». Стряпчева исключили из партии, выгнали с работы (в выходные переврезали замок на двери его кабинета, не дав даже заьрать личные вещи, не говоря об "арагонитовой комнате". Тогда же была составлена формальная опись комнаты, состоявшая из нескольких сотен наименований изделий. комната, упакованная в тяжелые ящики многократно перепрятывалась. Последний, кто держал ее взаперти за металлической дверью "Саратовгэсстроя" на ул. Титова, был последний директор обанкроченного треста Владимир Васильев, несущий перед земляками полную моральную ответственность за коллекцию, считающуюся утерянной.

Но вернемся к Николаю Стряпчеву. Его имя на долгие годы словно вымарали из истории Балакова. В совсем пожилом возрасте его привлекал к арагонитовому ремеслу Леонид Бутовский, пытавшийся воссоздать производство арагонитовых изделий в рамках своего не самого удачного проекта "ИргизМозаика"

К рукам Стряпчева, уверены ветераны-строители, ничего не «прилипло». Все, кто его лично знали, отмечали удивительную скромность Николая Лаврентьевича, его бескорыстие, его готовность служить интересам общества. В свое время, вспоминают его современники, он даже отказался ехать в Париж на выставку изделий из арагонита, потому что ему было больно смотреть, как изделия из этого камня пойдут с молотка.

Теперь Стряпчев - почетный гражданин города. который он, собственно, и построил.

Слово о хранителе арагонита, построившего целый город
Слово о хранителе арагонита, построившего целый город
Автор: Андрей Будякин
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА