АРХИВ:

Бомба в сфере ЖКХ или Какие грабли готовит нам новая реформа

15.10.2021 10:41 | 2090#
Бомба в сфере ЖКХ или Какие грабли готовит нам новая реформа

В правительственных кабинетах подготовили для нас новую «бомбу». На этот раз власть решила в очередной раз отреформировать и без того донельзя зарефомированную сферу ЖКХ.

Минстрой подготовил проект «Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года», согласно которому теперь в каждой области будет создан специальная структура — региональный оператор по управлению жильем с самым широким кругом полномочий. По типу регоператоров по сбору и утилизации коммунальных отходов.

Этот орган будет на свое усмотрение выбирать для нас, жителей, управляющую организацию. То есть прав у собственников квартир свободно выбирать УКашку у нас теперь не будет. Регоператор будет пропускать все УКашки через «чистилище» (официально это называется лицензирование), выбирая только самых-самых достойных. На первый взгляд, дело неплохое. Отданный на откуп частникам коммунальный бизнес распоясался, а собственники жилья не могут найти на него управы. Непонятно только, зачем же нам тогда Госжилинспекция, которая, собственно, и призвана контролировать работу управляющих организаций и у которой есть право лишать недобросовестные УКашки лицензии.

Зачем создавать дублирующий орган? Еще одну кормушку для чиновников? Не проще было бы наладить работу ГЖИ должным образом? И потом, введение для УКашек специальных отборочных конкурсных процедур, однозначно приведен к сужению рынка коммунальных услуг.

Но если это нововведение, казалось бы, никак не затронет рядовых жителей напрямую, то второе «ноу хау» будет бить по карманам потребителей. Согласно законопроекту, регоператоры будут гарантировать возмещение ущерба от нарушений, приводящих к авариям в домах, но... за наш с вами счет. Прорвало в подвале дома трубу, а платить за ее ремонт будут сами жители. В принципе, ликвидация аварий итак лежала на плечах собственников квартир, но сейчас это происходит опосредованно, а в зависимости от конкретной ситуации, частично, а то и полностью, ремонтные работы проводились за счет поставщика коммунальных услуг. Если верить законопроекту, то теперь будет создан некий «общий котел» специального фонда регоператора из которого и будут оплачивать нанесенный ущерб от аварийных ситуаций.

Все идет, по-видимому, к созданию еще одного фонда, аналогичного Фонду капремонта, который, кстати, будет в чем-то перекликаться в своих функциях с регоператором по управлению домами. Теперь в платежках по ЖКХ будет добавлена плата за содержание дома. Регоператору же надо будет за счет чего то содержать штат сотрудников, получать зарплаты и плодить отчеты.

Вместо того, чтобы наладить работу коммунальной сферы с помощью уже имеющихся инструментов и рычагов, наверху создают еще одну структуру, которая будет контролировать, и проверять, а главное собирать с нас деньги.

Созвонились с одним из директоров балаковской УК «ЖЭК-3» Александром Скрипкой, чтобы узнать его мнение по поводу всего этого. Предприниматель впервые услышал о готовящемся проекте стратегии и был крайне удивлен тому, что государство планирует регулировать коммунальный рынок:

- Не верю, что такой закон примут. Он же будет противоречить самим основам свободы выбора жителями управляющей организации. Есть, например, управляющая компания, которая устраивает жильцов дома, которой они довольны. И вот приходит регоператор и говорит, что ваш дом возьмет не эта, а другая УК, которую мы вам назначим. Это как? И как быть со спецсчетами на капремонт. Люди годами собирали средства, планировали ремонтные работы. Как это будет все сочетаться с появлением регоператора? Получается, мы снова возвращаемся к монополии? Очень странный законопроект. У нас уже есть не очень успешный опыт с одним регоператором — по вывозу мусора. Как только он пришел, цены резко взлетели, с вывозом мусора начались проблемы. Опять на те же грабли наступаем что ли?

Пока законопроект еще не принят, его только обсуждают. Но, судя по тому, как работает государственная машина, можно сказать, что если уж что-то засело в мозгах у власть имущих, то рано или поздно оно выльется в реальность.

Особое мнение

В СМИ идет активное обсуждение темы создания в России института региональных операторов по управлению жильем согласно проекту Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Эксперты в связи с этим выражают обеспокоенность негативного изменения рыночных механизмов управления жилым фондом. Однозначно возрастет стоимость ремонта и содержания жилья для собственников многоквартирных жилых домов (МКД), поскольку новоиспеченного регоператора хотят наделить ответственностью за ущерб, причиненный нерадивыми управляющими компаниями общему имуществу МКД в результате их управления. За чей счет будет его содержание и выполнение его гарантий, думаю объяснять не надо.

Деятельность уже созданных регоператоров по мусору, капитальному ремонту общего имущества МКД не дала ожидаемого эффекта. Остались и при мусоре и при неотремонтированных домах. Согласно положений Жилищного Кодекса (ЖК) выбор управляющей компании это право собственников жилья. Но как реально воспользоваться этим правом? Провести общее собрание с соблюдением всех требований ЖК просто невыполнимая задача. Совершенно невозможно охватить общим собранием жилой дом из ста квартир, не говоря о домах в 300 либо 500 квартир. Вот и появляются УКашки, которые просто правдами и неправдами забирают дома под свое управление. Где анализ правоприменения положений ЖК в этой части? Как реально повлиять на качество работы этих УК и возможность их смены?

Общеизвестно, что благие намерения всегда ведут в ад. Вот поэтому и есть опасения, что создавая очередного нового монопольного монстра, людям наживут лишь новые проблемы.

Сегодня государство всё больше пытается вмешаться в управление не своей собственностью — жилищным фондом. Неоднократно отмечалась неэффективность работы государственных корпораций. В свою очередь, введенное лицензирование УК не оказалось мерой надлежащего контроля за их деятельностью. УКашки ничего не боятся. Не думаю, что вновь созданный институт региональных операторов управления жильем разрешит проблему борьбы с нерадивыми УКа либо оградит от них собственников жилья. Уверена, что вся эта затея лишь только породит дополнительные расходы для населения по содержанию нового регоператора.

Проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года опубликован для широкого обсуждения. Считаю, что депутатам всех уровней уже сегодня следует внимательно обсуждать положения данного проекта со своими избирателями в детальных подробностях, поскольку предлагаемые изменения слишком кардинально меняют систему управления жилищным фондом.

Председатель СПРОО «Защита» Наталья Караман

Автор: Андрей Будякин
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
19.04.2024 9:39 | 152 | 2

Приглашаем на работу

НОВОСТИ ВЧЕРА