Большой Иргиз, любимый всеми нами и небольшой круиз, - о нем читайте сами!
От автора. Немного стыдно, что так сильно затянул со своими заметками. Но лучше поздно, чем никогда. Просто сидел как-то на берегу и мимо проходил круизный корабль, я подумал тогда, что по нашему Иргизу наверняка никто круиз не делал, а я сделал.
Лето в этом году, как мы все прекрасно помним, выдалось жарким. Привычные велопоходы трудновато проводить в таких условиях. Но к моему счастью, еще зимой я приобрел себе байдарку. До этого в юности была простая одноместная рыболовная лодка, которая использовалась по назначению. А теперь у меня полноценная каркасно-надувная байдарка, отлично приспособленная для туризма. Тогда же зимой родилась идея сплавиться по Большому Иргизу (далее - просто Иргиз) до Волги. Изучив карту местности, пришел к выводу, что мне проще всего будет начать маршрут у «бурлилки» оросительного канала им. Алексеевского. Там я дойду до Иргиза, а дальше река меня сама приведет к Волге через Ревяку. Лодка есть, планы построены, надо приступать к осуществлению задуманного! Но есть небольшая проблема… Общий маршрут составляет 250 км - я его никак не смогу преодолеть за свои законные выходные. Тут на помощь пришли друзья, которые помогли с хранением байдарки в те дни, когда я не смогу сплавляться. Таким образом, остановки планировал сделать в Криволучье и Красном Яре.
В день Х вместе с Сергеем Шурякиным прибыли к бурлилке, собрали байдарку и спустили на воду. Погода была отличная, к экипировке вопросов нет, не теряя времени, прощаюсь с другом и отправляюсь в свой первый водный поход. Небольшие приключения не заставили себя долго ждать. Оказывается, подростки спокойно прыгают с моста 4б м-на в месте, где проходят трубы, там их с дороги прохожие не видят. Когда я подошел к ним поближе, они начали неадекватно веселиться и соревноваться в том, кому удастся посмачнее да поточнее доплюнуть до меня. Благо, я быстро смекнул про их неблагородство и прошел стороной вдоль берега. За пределами города стало тихо и спокойно, небольшое течение помогало бодрее двигаться вперед. Берега тут однообразны. Это не удивительно, ведь это искусственно созданный канал.
В районе села Малоперекопное есть плотина и мост, где канал соединяется с основным руслом Иргиза, а так же неподалеку еще есть так называемые «водопады». В обоих случаях приходилось переносить байдарку на себе. В Малоперекопном решил причалить для пополнения запасов воды. Магазин оказался закрыт, а колонок я так и не нашел. К моему счастью встретилась бабушка Валя, она не только дала воды но и накормила вкусными щами. Приятно было встретить в наших краях такое отношение к заблудшим туристам.
Напоследок делаю селфи и через пару минут снова гребу вдоль густо заросших берегов Иргиза. Течение тут совсем не ощущается. Следующей преградой стал понтонный мост возле монастыря в Криволучье. Но его легко преодолеть, к тому же это отличное место для отдыха и купания. Первая часть сплава закончилась в Криволучье, заняв ровно три дня. Лодку оставил у своего друга Димы, а сам побрел пешком на автобусную остановку.
Ко второй части удалось приступить только через 3 недели - работа водителем неотложки, крепнущая пандемия, то да се... Ранним утром Дмитрий помог спустить лодку, я снова оказался во власти ленивой стихии. Вода с прошлого раза стала значительно зеленее. Иргиз в этих местах стал пошире и берега поинтереснее. Гораздо чаще стали попадаться рыбаки, некоторые из-за отсутствия клева заводили разговор, а я с удовольствием рассказывал о своем круизе пряо из своего лайнера. В этот день мне удалось пройти рекордные 52 километра и заночевать неподалеку от села Быков Отрог.
Место, надо сказать, замечательное, воздух свеж и приятен но в 2 часа ночи приехали рыбаки и хотели остановиться именно там, где я спал в палатке. При этом весь берег был свободен! Благо, что люди оказались адекватные и по моей просьбе согласились переехать немного подальше. Теперь кроме птиц и сверчков я слушал хлопки дверей, бубенцы удочек и досужие разговоры на исконно русском. Утром тело и руки ныли от подвигов предыдущего дня но деваться некуда, надо продолжать сплав. После Быков Отрога Иргиз стал еще шире и еще более красивым. Активность рыбаков здесь высокая но и рыбы в реке немало, то и дело плещется. Один раз рыба сиганула, ударившись о борт байдарки. Видать, знала что ловить ее - вне моих планов. В тот момент я вспомнил Тура Хейердала «Путешествие на Кон-Тики», как они утром собирали летучих рыб, которые за ночь выпрыгивали из воды и оставались лежать на палубе плота. Но я не на "Кон-тики"...
Вторая часть сплава закончилась в Красном Яре, общее расстояние за два дня составило 90 километров.
С третьей частью тянуть долго не стал и снова вышел на воду через смену. Иргиз снова был спокоен, течение слабое… В этой части реки рыбаков очень много, в основном стараюсь идти по левому берегу, чтобы им не мешать. В месте, где Иргиз соединяется с Ревякой, как сейчас помню, раньше была песчаная коса, а теперь ее нет, скорее всего размыта в паводок. По обоим берегам теперь везде приятный песок, можно спокойно причаливать и купаться. До Волги тут совсем недалеко, течение немного помогает. Чем ближе к большой воде, тем больше моторных лодок попадается навстречу. Заночевать решил на Пустынном, прямо напротив входа в судоходный канал. Проснувшись утром, обнаружил, что напротив моего места ночевки появился небольшой островок. Это все потому, что за ночь вода сильно ушла. Пришлось немного обходить этот остров на байдарке, чтобы попасть на берег перед шлюзами.
Тут можно было бы поставить точку, но под конец случилось одно неприятное приключение. Мне надо было вместе со своим снаряжением добраться от берега шлюзов до дороги, что ведет на стадион "Труд", там расстояние около 100 метров. Вещей много, поэтому за один раз все не утащить, поэтому решил перетаскивать частями. Когда первую часть отнес метров на сорок за угол и уже возвращался со второй, издалека услышал звук автомобиля и хлопки дверей. Вещи находились вне зоны видимости, внутри появилась тревога, оттого решил на всякий случай ускорить шаг. Выйдя за угол, обнаружил что моих вещей нет, а рядом стоящая машина вот-вот уедет. Тут я крикнул водителю и решил было уже броситься догонять. Благо, что он не стал убегать, а все же вернул все на место, а свой поступок объяснил тем, что ему показалось, будто это кто-то выкинул. Фоткать мародера не стал - я такого не хочу даже ставить в книжку. Ладно (подумал я), благо, все хорошо закончилось, ничего не потеряно, миссия выполнена, а этот сплав запомнится мне навсегда, как первый в моей жизни. И самый родной - потому что места все до боли знакомы, но с воды порой неузнаваемы.