Неподъемный чемодан с троллейбусами так и придется тащить всем нам?
МУП «Балаковоэлектранс», монополист в организации работы общественного транспорта, все больше напоминает чемодан без ручки, который нести тяжело, а бросить жалко. Ежегодные финансовые вливания в БЭТ порядка 50 млн руб., позволяет ему кое-как держаться на плаву, но обеспечить качественные пассажироперевозки на маршрутах г. Балаково, увы не в состоянии, не говоря уже о модернизации транспортного парка, закупке современного оборудования для ремонта машин и выстраивании стратегии развития.
Рабочая группа депутатов горсовета побывала 1 декабря с визитом на автопредприятии, все началось колоритно. Гордепы собрались на конечной в 7-м микрорайоне, посадили на троллейбус и с ветерком да не зайцами - за всех заплатил из своего депутатского кармана Леонид Родионов. Депутатов в итоге прокатили до заводоуправления - огромного полупустого сейчас здания с большими гулкими коридорами потолками.
Осматривая диспетчерскую, медпункт, ремонтные цеха предприятия, депутаты еще раз убедились: ничего здесь за последние годы не меняется. БЭТ находится в состоянии стагнации. Благодаря повышению зарплаты водителям и кондукторам, которое началось с апреля месяца, вроде бы удалось сохранить кадры.
Директор БЭТ Александр Халилов предоставил депутатам и журналистам ведомость получения зарплаты за октябрь месяц. Цифры впечатляют. У водителей автобусов, отработавших по 20-22 дня, зарплаты составляют от 50 до 80 тыс. руб. Даже у тех, кто отработал по 12-14 дней, получат 30-38 тыс.руб. Самая «крутая» зарплата в ведомости — 92 092 руб. "грязными" за 23 дня работы. И это - не у директора!
У водителей троллейбусов заработки сопоставимые. За 12-15 рабочих дней им начисляют по 30-50 тыс.руб. - максимальная цифра - 68 тысяч. Согласитесь, для Балакова это приличные деньги.
Но сохранение кадров — далеко не все. Есть еще такой показатель, как рентабельность перевозок, а здесь все печально. Халилов на пальцах объяснил: сегодня перевозка одного пассажира реально обходится перевозчику в 47 руб. Понятно, что при существующем тарифе в 23 руб. работа перевозчика убыточна. Не спасает положение и компенсация за льготников. На сегодня минсоцразвития возвращает перевозчику 11 руб. за провоз пенсионера и инвалида. Как же выходит в таком случае из положения перевозчик, за счет чего выживает? Правильно: за счет бюджета, то есть, нас с вами! Муниципальное автопредприятие напрямую обслуживает 15-й автобусный маршрут, пригородные маршруты и троллейбусы. Все остальные городские маршруты обслуживают частники. А они выживают за счет того, что работают в серую, нарушая трудовое законодательство, экономят на техосмотрах и техобслуживании, выжимая из автомобиля все, что можно и подвергая опасности пассажиров (это тезисы Хахилова).
- Например, на каждую единицу транспорта должно быть два водителя, а это значит, перевозчик должен платить хотя бы минималку двоим работникам. Если сейчас частников поставить в такие же условия и заставить жестко соблюдать трудовое законодательство, выплачивать сотрудникам все льготы и социальные выплаты, то частный перевозчик вынужден будет уйти из бизнеса. Мы, как государственное предприятие, изначально по сравнению с частниками находимся в невыгодных условиях, работая строго в рамках закона, - пояснил Александр Сафаралиевич.
Самая же главная проблема в том, что балаковцы одинаково недовольны работой общественного транспорта в городе, что частных, что муниципального маршрута. Исключение составляют разве что 10 и 10а, которые выигрывают за счет того, что на них курсируют Газели.
Так где же выход из ситуации? Глава города Роман Ирисов сказал, правда, очень осторожно, что, возможно, будет повышение тарифа за проезд. Также, в БЭТе возлагают большие надежды на получение новых троллейбусов «Адмирал», которые планируют запустить по новым маршрутам, закольцевав жилгородок. Новые троллейбусы за счет возможности автономного хода до 20 км позволят обеспечить перевозку пассажиров без постройки новых контактных линий. Их планируют пустить на два новых маршрута 12 и 12а, схема движения которых предварительно уже утверждена: беспроводная часть маршрута - от "Космоса" по Ленина и Братьев Захаровых на мост победы и до мэрии.
Однако, надежды на «Адмиралы», на мой взгляд, довольно призрачны. Да, новый электротранспорт заберет самые «хлебные» маршруты и будет, вероятно, прибыльным, хотя и это бабка надвое сказала. Стоимость одного «Адмирала» составляет порядка 28 млн руб. И городу придется за них платить. Пусть не сразу, в рассрочку, но придется. С учетом того, что они будут половину маршрута пробегать за счет аккумуляторных батарей, эти самые батареи будут быстро выходить из строя и потребуют замены, а сколько стоят они, нам с вами лучше не знать.
«Адмиралы» добавятся к уже имеющимся на балансе у БЭТа старым 67-ми троллейбусам, из которых ежедневно выходит на маршруты 15-16 машин. Ныне действующие почти всегда пустые троллейбусные маршруты убыточны. Общая же доля финансовых затрат на содержание троллейбусов (включая зарплату сотрудникам) составляют 1/3 часть от всех затрат предприятия. Вытянут ли «Адмиралы» все эти затраты, их ведь тоже надо будет обслуживать и ремонтировать.
В-третьих, перетянув на себя основную массу пассажироперевозок, «Адмиралы» оставят с носом частников. Те потеряют в выручке, уйдут с маршрутов. Значит, нужно будет либо полностью менять всю схему движения автотранспорта, либо искать какие-то другие шаги выхода из этой ситуации.
Одним словом, у транспортной проблемы в Балакове нет волшебного выхода. Взять и закрыть БЭТ, передав пассажироперевозки в частные руки, как это предлагают некоторые горячие головы, тоже не выход хотя бы потому, что без работы останется 330 человек.
Итак, чемодан все же придется нести, может быть даже приделав к нему ручку или колесики и максимально облегчив. Вопрос в какую сумму он нам всем обойдется.