Листая подшивки газет Балаково. У Гордеевых нет мелочей – всё важно!
135 лет назад
Утопая в грязи
Ничего не может быть ужаснее той картины, которую представляет в настоящее время, благодаря лившим дождям в последние 2 недели, Балаково, а в особенности дорога от села до пристани. Всё село превратилось в непролазную тину. Обыватели, имеющие лишних лошадей, ездят парами, а те, которых по одной лошади, выезжают на одной, но не иначе, как верхом. Цены на хлеб поднялись приблизительно около рубля на мешок, но только не для всех. Тем из покупателей, которые ссыпают не в баржи, стоящие на р. Волге, а в амбары, продавцы делают большую уступку. Окрестные же крестьяне, привезшие в Балаково для продажи свой хлеб, если только догадаются раньше, чем продать хлеб, осмотреть дорогу на пристань, то уступают по рублю и более на мешок, чтобы ссыпать в амбары. Ломовые извозчики берут за доставку пшеницы из амбаров к баржам по 50 коп. с мешка, и баржи, вследствие распутицы, грузятся весьма тихо. Были даже такие случаи, что хохлы на волах, называемые у нас ахтубинцами, взявшие на себя доставку в Балаково пшеницы, здесь соглашались ничего не брать за доставку, а просили хозяев пшеницы отпустить их домой, не заставляя везти пшеницу на баржи. На каждом шагу по дороге от села до пристани можно встретить то сломанную телегу, то перевернутый вверх колёсами воз с высыпанной в грязь пшеницей, то обломки какого-нибудь другого экипажа. Нередко также можно встретить на этой дороге и крестьянина, плачущего над павшей лошадью, или «ахтубинца», молча сдирающего шкуру с задушенного вола. Всех ужасов этой дороги и описать невозможно. Достаточно сказать, что обоз от села до пристани идёт четверо суток таким образом: в воз с пшеницей запрягают (в обыкновенный одноконный – 20 пуд.), три-четыре лошади или трёх верблюдов, а в бычий – четыре или пять пар быков, или штук шесть верблюдов и, оттащив во сажен на 50, бросают его и едут за другим; перетащив обоз в одно место, начинают снова с первого воза, и так продолжают путь до самой пристани.
Легковые извозчики ездят парами и берут до пристани от двух до трёх рублей. Земство долго не обращало внимания на это бедствие балаковцев, и, уж после того, как сами торговцы собрали между собой деньги, построили пять небольших мостов по дороге из села до пристани, а полиция на собранные по подписке от разных лиц деньги осветило эту дорогу тридцатью фонарями, оно (земство – Ю.К.) принялось чинить свой единственный мостишко. Как оно его починит, неизвестно, но, судя по приготовленному материалу, можно предполагать, что он будет починен так же, как и раньше, т.е. под него навалят навозу, который и прикроют тёсом вроде кровельного.
От нашего корреспондента.
Самарская газета, 9 октября 1886 г.
115 лет назад
«Щекотливые» проповеди
27 сентября состоялось освящение Иоанно-Богословской церкви. На приезд архиерея ассигновано было строительной комиссией тысяча рублей. Один обед обошёлся в шестьсот рублей.
Освящал церковь преосвященный Константин, епископ самарский, известный населению Самарской губернии своими пастырскими воззваниями. Одно из них расклеено было на заводах, где предполагался бойкот Думы рабочими. Воззвание приводило известный, излюбленный, но вызывающий много щекотливых вопросов текст о том, что нет «власти, аще не от Бога», а потому всякие попытки к бойкоту Думы дерзновенны.
Другое воззвание, очень сочувственно встреченное населением и широко распространённое в Балакове, говорило о терпимости и любви, о том, что церковь не должна знать никаких политических партий, и всех людей одинаково знать к миру, согласию и любви. Далее говорилось о том богохульстве и кощунстве, которые позволяют себе некоторые русские люди: отслужив молебствие, они отправляются грабить и убивать евреев.
Значительное несоответствие с тоном второго воззвания представляла собой речь преосвященного Константина, произнесённая им после освящения церкви.
Проповедь сказана была на текст: «На камне сем созижду церковь мою, и врата адовы не одолеют её», и всё время как будто колебалась между призывом к активной борьбе с революцией и проповедью покаяния и самоусовершенствования. Говорилось о богопротивных зверствах, совершаемых людьми, обуянными дьяволом, и из всего поистине богатого материала по этой части приведён был лишь поступок каких-то хулиганов, бросивших бомбу в помещение, где праздновалась свадьба (не в Балакове – Ю.К.) Предлагалось «обличать крамольников» и, вместе с тем, говорилось, что единственный путь умилостивления гнева Божия, разразившегося над Россией, путь молитвы, покаяния и нравственного исправления…
Какая-то злая сила мешает высшим духовным руководителям церкви смело обличать настоящее зло в России и настоящие причины этого зла…
От нашего корреспондента
Саратовский листок, 5 октября 1906 г.
110 лет назад
В горожане не торопятся
На днях проездом из Николаевска был у нас самарский губернатор, который пробыл лишь несколько часов. Цель его поездки по губернии, как слышно, было ознакомление на местах с общественными работами. В Балакове же он, между прочим, интересовался ходом дела о преобразовании Балакова в город и, как слышно, остался очень недоволен тем, что дело это плохо движется вперёд.
Саратовский листок, 11 октября 1911 г.
90 лет назад
Вернуть питание
Правление колхоза «Спартак» (Еланка) недооценивает значения общественного питания для повышения производительности труда на взмёте зяби. Вместе с уполномоченным РИКа (райисполкома – Ю.К.) тов. Воробьёвым правление допустило головотяпство, отменив общественное питание!..
В результате этого колхозники 26 и 27 сентября на работу не вышли, плуга (так в тек4сте – Ю.К.) и лошади два дня стояли на пашне без дела. И это в то время, когда по выполнении плана зяблевой вспашки колхоз «Спартак» отстаёт от других колхозов района.
Допущенная ошибка должна быть исправлена.
Тревога
Социалистический труд, 10 октября 1931 г.
80 лет назад
Окружены заботой
Правление сельхозартели имени Чкалова (с. Плеханы – Ю.К.) создало хорошие культурно-бытовые условия трактористам, работающим на подъёме зяби. Тракторная будка отеплена и ежедневно отапливается. Каждый тракторист получил ватную телогрейку и стёганые брюки.
Правление сельхозартели позаботилось и о создании хорошего общественного питания. Ежедневно готовится мясной суп или борщ, молочная каша, выдаются арбузы, помидоры. Первичная парторганизация среди трактористов организовала социалистическое соревнование за быстрейшее выполнение плана пахоты зяби. Агитаторы тт. Зотов и Сорокин ежедневно читают в тракторной бригаде свежие газеты, проводит беседы о героических действиях бойцов и командиров на фронтах отечественной войны.
Клюева, кассир колхоза.
Социалистический труд, 8 октября 1941 г.
50 лет назад
Стартуют братья Гордеевы
…У Гордеевых нет мелочей – всё важно. Помогала, вела и опытная рука тренера Е. Леошкина.
Братья Гордеевы отлично уходят со старта, тонко ведут мотоцикл на повороте, хорошо чувствуют работу двигателя и скорость, с которой идут по
дорожке. И это ещё не всё. Они владеют тактикой. Знать соперников, уметь сопоставить их сильные и слабые стороны со своими плюсами и минусами, учитывать метеорологические условия, состояние дорожки, особенности мотоцикла – всё берут во внимание Гордеевы. Плюс природная смелость, удаль, если хотите, умение сориентироваться, действовать по обстоятельствам.
В чемпионате страны «Турбина» выступала в классе «Б». Владимир и Валерий Гордеевы в немалой степени содействовали выходу коллектива в класс «А». Сначала Владимир блистал. Но вот он ушёл служить в ряды Советской Армии. Казалось, команда ослабнет. Но нет. К этому времени и Валерию исполнилось 17 лет. И он с честью заменил Владимира. Старший Гордеев теперь чаще выступал за рубежом. А здесь, в родной «Турбине», Валерий вместе с друзьями по команде М. Красновым, В. Зотовым, М. Гусевым и другими упорно вёл свою команду в класс «А». И эта цель достигнута.
Огни коммунизма, 8 октября 1971 г.