Общественный транспорт в Балаково снова ждет большая перестройка
Накануне, 12 января, в заснеженном огромном здании «Балаковоэлектротранса» состоялось совещание, на котором с перевозчиками наконец-то обсудили предстоящее 15 января повышение цен на проезд в общественном транспорте и введение безналичной оплаты. Тот факт, что совещание проводилось буквально за три дня до даты Х уже сам по себе говорит о прохладном отношении властей к этому щекотливому вопросу.
Дело в том, что муниципальный БЭТ непосредственно обслуживает 15 автобусный маршрут, троллейбусы и пригородные маршруты. Все остальные маршруты — это частники, и они как бы сами по себе, хотя и «отстегивают» БЭТу за маршрутные листы ежемесячную дань.
Тем не менее и муниципальный автоперевозчик, и частный едут в одной упряжке и вынуждены как-то сосуществовать и координировать свои действия. То, что цены на все и вся постоянно растут, до казахских событий казалось неизбежным. Напомним, проезд в Балаково последний раз дорожал в 2018 году на 3 рубля, но с той поры цены на топливо и запчасти поднялись куда резвее.
- Затраты растут, водителям тоже надо платить за работу. Ни один водитель не будет работать за 25 и даже за 30 тысяч в месяц при такой нагрузке. Они встают в 4 утра и готовят автобусы к рейсу в любую погоду, в мороз и в проливной дождь. Единственное, чего опасаются частные перевозчики — это отток пассажиров, который может произойти в первое время в связи с повышением оплаты за проезд, - изложил свое видение вопроса директор БЭТа Александр Халилов.
Сложности гарантированы с введением электронных терминалов для безналичной оплаты проезда. Хотя БЭТ, по признанию Халилова, к этому уже подготовился, причем уже давно. Предприятие заключило контракт с Газпромбанком на аренду 30-ти валидаторов. Банк предоставляет терминалы и соответствующее программное обеспечение, и снимает лишь в качестве платы небольшой процент с каждой операции. Выкупать терминалы БЭТу нужды нет, они будут у предприятия в бессрочном пользовании. Муниципальное предприятие об обеспечении валидаторами своих автобусов позаботилось, а вот частникам пока это только предстоит сделать. И сколько времени на это уйдет, неизвестно. Все будет зависеть от расторопности и желания предпринимателей, их способности договариваться с банками. Халилов уверяет, что безналичный расчет для перевозчика, как для государственного, так и частника, чрезвычайно выгоден. Потому что, когда люди привыкнут оплачивать проезд безналичкой, выручка пассажироперевозок обязательно увеличится.
- Из-за того, что сейчас расчет идет наличкой, собственник не видит реальной картины. Он не знает наверняка, сколько выручки в день приносит маршрут. При безналичной оплате у него будет честная картина и он сможет выстраивать с водителем в рамках договоров честные отношения. Сейчас водители, имея в руках наличные деньги, могут сами «регулировать» свою зарплату. Поверьте, частный перевозчик свои 2 тысячи в день зарабатывает, никто не станет работать за 1 тысячу, не найдете вы такого водителя. Другое дело, показывает он ее или нет. Так что предпринимателей смущает не столько введение безналичной оплаты, сколько смешанная форма оплаты, когда будет и наличная оплата и безналичная. От проблем во взаимоотношениях с водителями частник не уйдет, а вот головной боли с введением безналички у него прибавиться, - говорит Александр Сафаралиевич.
Но от этого переходного периода, когда параллельно будет две формы оплаты, никуда не уйти. Возможно на это уйдет 1-2 года, но в конце концов общество придет к бесконтактной оплате и от этого выиграют все. Халилов признался, что у БЭТа уже год есть необходимое оборудование и он только ждал, когда администрация даст отмашку на введение безналичной оплаты. Автопредприятие уж давно могло бы ввести эту форму оплаты, но делать это на отдельно взятых маршрутах нельзя. Если уж вводить, то вводить надо повсеместно.
Первое время введение безналичной оплаты наверняка будет проходить «со скрипом». На вопрос, когда на всех городских маршрутах(включая троллейбусные), а не только на 15-м, появятся валидаторы, Халилов честно признался, что точно сказать не может. Все будет зависеть от того, как быстро банки смогут обеспечить перевозчиков этим оборудованием. В городе примерно 100 единиц транспорта и на каждый частнику нужно будет установить терминал, заключить соответствующие договора.
Одним словом, балаковцам следует запастись терпением, так как с 15 января у нас на общественном транспорте начнется что-то вроде перестройки. Впрочем, нашему народу не привыкать, не первая она и не последняя.