Читатели Сути разглядели невероятно редкий автомобиль на старом снимке Балаково
В самом начале этой небольшой заметки хочу сказать "Спасибо!" нашим великолепным читателям. Именно их зоркому глазу и любопытству мы обязаны очень многим. И вот почему.
Вчера в нашей группе вконтакте мы опубликовали фотографию улицы Минской, сделанную в далеком 1968 году. Казалось бы, рядовой снимок совсем молодой улицы, разделяющей 2 и 3 микрорайоны нашего города. Но и здесь читатели Сути разглядели диковинный для наших мест объект. А если точнее, автомобиль, коих на всем земном шаре было выпущено всего... 150 штук. Но обо всем по порядку.
Итак, внимательно вглядевшись в полувековой снимок, наш читатель предположил, что у магазина "Башмачок" на четной стороне улицы Минская (сейчас в нем располагается супермаркет "Гулливер") стоит крайне редкий автомобиль "Старт". На увеличенном фрагменте фотографии с легкостью угадывается его дизайн, развеивая последние сомнения. Эту модель, действительно, ни с чем не спутаешь.
К слову, на переднем плане с черными номерами, со стороны будущего "Бализа" выезжает куда более массовая модель ГАЗ-22 Волга Комби, лучшая Скорая помощь для тех лет.
Но вернемся к раритету.
Микроавтобус модели "Старт" выпускался всего 7 лет: с 1963-го по 1970-й. Это чудо советского автопрома придумали луганские Кулибины Северодонецкой авторемонтной базы (позже его собирали в Донецке и Житомирской области). Комплектация каждого экземпляра зависела от пожеланий заказчика и фантазий конструкторов. Один из экземпляров даже был подарен первому секретарю компартии Украины и другу Хрущева Петру Шелесту. Остальные микроавтобусы разошлись по крупным городам Союза, где использовались как маршрутные такси, служебные автомобили и даже в качестве карет Скорой помощи. Повторюсь, всего полторы сотни на весь СССР.
Каждый из Вас точно видел этот автомобиль. Где? В финале кинофильма "Кавказская пленница"- садясь именно в "Старт", Нина навсегда прощается с Шуриком. Логотип модели великолепно просматривается в кадре. Все же, как один из 150 существовавших в природе "Стартов" попал в Балаково? Отвечает знаток всего и вся Николай Яманчев.
- Оооо... Это было в 60-х годах. Мы были такие молодые! Я, как и многие, выполнял общественный долг в Добровольной Народной дружине. Следили за общественным порядком в кинотеатрах, на танцах и в других местах досуга советского человека. Был и свой расчет: можно было бесплатно посмотреть кинофильм, зайти на дискотеку, как вы ее сейчас называете, и накинуть 3 дополнительных дня к отпуску. Дежурство для нас было праздником! Так вот, этот "Стартик" возил дружинников по местам несения общественной службы. До сих пор помню его деревянный кузов!
Нам сейчас и представить себе кузов автомобиля из фанеры трудно, и поверить в такое. Но Яманчев с его удивительно светлой памятью знает, о чем говорит.
Николай Яманчев и главред Сути Сергей Губанов
Николай Иванович вместе с со своими товарищами по красной повязке на плече по вечерам ездил на этом редчайшем автомобиле по всему городу. Дружина под руководством товарища Чекмарева тогда базировалась в доме 144 по улице Комарова (по сей день там Участковый пункт полиции № 5). А шефствовал над дружинниками Комбинат химического волокна. Именно химики приобрели этот редкий автомобиль для нужд правопорядка в городе. За ними он и числился.
- Прослужил он, как минимум, до 1976 года, - вспоминает Николай Иванович,- а позже мне рассказывали, что у Химволокна был еще один "Старт" - точная копия этого. Но второй я никогда не видел.
Сейчас экземпляр столь редкого микроавтобуса стоит миллионы рублей. Единицы машин этой серии бережно хранятся в музеях в качестве экспонатов. Как и знаменитые "Чайки", о которых сегодня слагают легенды.
- "Чайка" в Балаково была только у Александра Максакова, - уверенно чеканит Николай Яманчев.
Но это уже совсем другая история.