АРХИВ:

Саратов принял на Ура нашумевший балаковский “Вий“

13.05.2022 12:20 | 1446#спектакль #тюз #показ
Саратов принял на Ура нашумевший балаковский “Вий“

"Вий" балаковского ТЮЗа имени Лебедева произвел фурор на последнем фестивале "Золотой Арлекин". Постановка сумела завоевать сразу три статуэтки - "Лучший спектакль", "Лучшая работа режиссера", "Лучшая работа хореографа". Премия хотя и областная, но обычно все же главные награды раздают спектаклям саратовских театров, отмечая работы из других городов в менее значимых номинациях. Но фантазия по мотивам ужастика Гоголя нарушила, казалось бы, годами устоявшееся правило.

Пока до марш-бросков в Балаково специально ради похода в ТЮЗ дело не дошло, и "Вий" привезли в Саратов. Спектакль, взбудораживший всю театральную тусовку, публике показали в драмтеатре имени Слонова.
Режиссер из Самары Александр Мальцев знаком саратовцам по благотворительным спектаклям с участием бизнесменов и руководителей крупных компаний. Но это так, в свободное от работы время. А вообще Мальцев много и успешно ставит в самарских театрах, да и по всей стране. Только в ТЮЗе Балакова за последние годы мастер успел выпустить 3 спектакля.

Фотография


С "Вием" здесь начали "плясать" как раз от режиссера, потому что, как выяснилось, Мальцев последние 15 лет мечтал создать что-то завораживающе музыкальное на основе гоголевского хоррора. Когда в 2019-м ему позвонили из Балакова и сказали готовиться к постановке, он сразу даже не поверил. Но мечте суждено было осуществиться, а "Вию" - стать событием для саратовской сцены.

Постановка изначально заявлена, как рок-фантазия. Почему именно рок? Ну есть в нем какая-то чертовщинка, как ни крути. Собственно самого рока в постановке не так и много, он лишь придает огня самым знаковым моментам. Куда больше народных украинских песен и церковных песнопений (актеров этому виду вокала обучал отдельный педагог). Поют все в живую, делают это хорошо, танцы тоже на уровне. Вообще чувствуется, что спектакль по-хорошему наигранный. С момента премьеры прошло 2,5 года, и за это время крупные сцены были доведены до идеала, а акценты расставлены так, чтобы влюблять публику в происходящее все больше с каждой минутой.

Фотография


При этом видно, что какого-то потрясающего бюджета у постановки нет. Здесь все довольно скромно внешне по сравнению с тем же мюзиклом про Жанну Д.Арк киселевского ТЮЗа, но очень достойно по смыслу и исполнению. В плюсы запишем еще и высокую динамику действа. В повествовании практически нет второстепенных эпизодов, оно не провисает и не заставляет зрителя, скучая, тянуться за смартфоном.

Фотография


Главные роли достались Максиму Ткачу и Владе Игнатьевой. Реалии кастингов таковы, что при выборе актеров на возраст уже так строго не обращают внимание (да и на пол тоже), но как же прекрасно, когда все совпадает. Все-таки Хома Брут должен быть молодым и симпатичным, за него должно хотеться переживать, а Панночка — юной барышней с абсолютно потусторонними талантами.

Фотография


Отважный, но неудачливый бурсак из Ткача получился отличным. Поет и танцует хорошо, мечется в попытках уберечься от чар новоприставленной дочки сотника так, что аж сердце замирает. Но все же функционал у его персонажа не такой богатый, как у Панночки. Владе Игнатьевой после каждого "Вия" в пору вызывать священника и проводить обряд экзорцизма. Из ее героини на самом деле будто бесы выходят — Панночка говорит то тонким голоском ребенка, то грубым басом, устрашающе сверкает глазами, а природная пластичность делает из каждого ее движения отдельный спектакль. Только на одни лишь ее руки, что показываются из гроба, танцуя какой-то собственный дьявольский танец, можно смотреть бесконечно долго.
За Панночку она вполне заслужила отдельную статуэтку "Арлекина" как лучшая актриса, но жюри, видимо, посчитало, что "Вию" и так достаточно отдали.

Фотография


Вот чего не увидели зрители в постановке Балаковского ТЮЗа, так это самого жуткого гнома с железным лицом и не услышали легендарное "Поднимите мне веки". По словам создателей, для них Вий — это не монстр из преисподней, а "сама судьба, в глазах которой вся безысходность жизни, если она не озарена светом духовности".

Про судьбу — это в точку. Разве могли догадаться в театре, выпуская премьеру осенью 2019 года, что украинские народные костюмы, песни, украинский язык весной 2022-го будет совершенно неожиданно восприниматься неоднозначно. Но куда хуже было бы поддаться культуре отмены, ведь тогда саратовская публика лишилась бы одного из самых ярких спектаклей последних нескольких лет.



Автор: ИА Фокус города. Екатерина Ференец. Видео Саратов24
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА