Когда космические корабли ходили, как трамваи... 45 лет без Геннадия Голобокова

Шестидесятые - эпоха гигантских свершений в освоении космоса. Первый советский искусственный космический спутник был запущен еще в 1957 году, а спустя всего четыре года страна Советов отправит на орбиту первого человека. В 1961-м, мало ли кто не держит этот эпохальный год в голове. Через год поэт Евгений Долматовский напишет легендарное: "И на Марсе будут яблони цвести...", создав культурный импульс для советского космического оптимизма. Говоря об этом культурном феномене нам, балаковцам, есть что добавить. Эпоху космического оптимизма в в живописи воплотил в жизнь наш земляк Геннадий Голобоков. И в эти майские дни есть повод в очередной раз вспомнить о Геннадии Григорьевиче: художник ушел из жизни ровно 45 лет назад - 17 мая 1978 года.

Отдавая дань его памяти, совсем не хочется сухо повторять вехи его драматической биографии. А вот напомнить землякам о наследии Голобокова, которым по-прежнему интересуются далеко за пределами балаковской земли, стоит. Пример тому творческий коллектив московского дискуссионного клуба «Кузница», создавшего сайт golobokov.su - настоящая онлайн-галерея работ Геннадия Григорьевича. Кроме привычных картин в стиле космизма, выложены этюды с видами нашего города, целая серия "производственных" работ и даже несколько портретов. Московские ценители искусства балаковского художника кропотливо собирали работы по музеям, галереям и частным коллекциям.
И когда картины автора выставляются в интернете, найти новые артефакты, связанные с Геннадием Голобоковым ценителям искусства нашего земляка - задача не из легких. Но "Суть" к годовщине смерти художника впервые публикует письма редактора советского журнала "Техника молодежи" писателя Василия Захарченко Голобокову, которые бережно хранятся в Музее истории города Балаково.

В письмах на фирменном бланке журнала Василий Дмитриевич высоко оценивает картины и стихи Геннадия Григорьевича. Более того, первый космонавт в открытом космосе и член редколлегии журнала Алексей Леонов присудил балаковскому художнику премию в размере 200 рублей (неплохая месячная зарплата тех времен - ред.) "за лучший материал, связанный с освоением космоса".
"Надеюсь, пересланный гонорар добавит к моим восторженным словам необходимое материальное удовлетворение", - изысканно излагает редактор "Техники молодежи". Гонорар полагается за публикацию картин Голобокова в журнале.
"Что же касается ваших картин, часть из них мы выставим на Всемирном конгрессе по Космонавтике, который состоится в октябре месяце этого года в гор. Баку."

Василий Захарченко. Главред "Техники Молодежи", один из руководителей Советского комитета защиты мира. В качестве постоянного эксперта-"пессимиста" его можно было видеть в популярной советской телепередаче "Это вы можете".
Это письмо написано полвека назад - 8 июня 1973 года. Через год Захарченко вновь пишет в Балаково, поздравляя Голобокова с "колоссальным успехом" его картин в Горьком (ныне Нижний Новгород) и предстоящими выставками в Венгрии и Чехословакии. К 1976 году полотна балаковского космиста экспонируются в Братиславе, Варшаве, Праге, Будапеште и даже в Португалии. Переоценить важность этих событий для балаковского художника сложно: пока Геннадий Голобоков был прикован к постели его картины с успехом путешествовали по Союзу и Европе. Герои полотен художника отправлялись еще дальше, контактируя с далекими внеземными цивилизациями, знакомясь с городами на планете Игрек и пленяя неконтактирующих андроидов, танцуя с шаровой молнией и устраивая конные скачки на Луне.

Отечественная космонавтика, увы, не успевала за фантазией Голобокова. В год его смерти СССР произведет 88 успешных запусков в космос. Для сравнения, за 5 месяцев таковых у России всего 6. В веке 21-м яблони на Марсе по-прежнему цветут лишь в стихах Долматовского и нового прорыва в освоении далеких миров в ближайшее время не предвидится. Откровенный разговор о будущем, предложенный Голобоковым человечеству, пока откладывается.


