АРХИВ:

О бедном “Дельфине“ замолвлю я слово. Открытое письмо Главе Балаковского района от Николая Яманчева

О бедном “Дельфине“ замолвлю я слово. Открытое письмо Главе Балаковского района от Николая Яманчева

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые земляки, прежде всего, представлюсь для читателей – Яманчев Николай Иванович, пенсионер, балаковец, 70-ти лет от роду, в 1989 – 2013 годах директор КСЦ «Дельфин», в 2016–2020 годах директор СК «Альбатрос».

Взяться за перо меня, человека далекого от эпистолярного жанра, побудила искренняя и глубокая боль от недавней трагедии в стенах «Дельфина», а также тревога за дальнейшую судьбу спортивного комплекса, в основании и строительстве которого я принимал самое непосредственное участие, а затем в течение 23-х лет руководил.
Для начала позвольте небольшой исторический экскурс, который необходим читателям для понимания сложившейся ситуации. КСЦ «Дельфин» был построен в 1991 году как спортивно-оздоровительный комплекс для коллектива ПО «Химволокно». Отсюда его не типовая для физкультурно-оздоровительных комплексов того времени планировка, уникальные крупноформатные мозаичные панно в бассейнах, художественная живопись в зале аэробики, которые делают «Дельфин» уникальным и неповторимым. Отсюда же и его недостатки – Комплекс изначально не планировался для спорта и соревнований, а предназначался для оздоровительного отдыха работников комбината и членов их семей.
Как только «Дельфин» был сдан в эксплуатацию - грянула последняя фаза «перестройки», а за ней распад страны, гайдаровские «реформы», бартер и свободный «рынок». Комплекс был выведен в самостоятельное подразделение, а спустя 7 лет, в 1998 году передан в собственность Балаковскому муниципальному району в форме акционерного общества в счет погашения налоговой задолженности ПО «Химволокно».
В те годы местный бюджет еле-еле содержал муниципальные социальные объекты – школы, спортшколы, библиотеки, детские сады и пр. поэтому перед «Дельфином» новый собственник изначально поставил задачу не только содержать себя самостоятельно, самостоятельно развиваться, но и приносить доход в бюджет. Для того времени это была правильная постановка вопроса и «Дельфин», будучи единственным муниципальным бассейном с ней справлялся, поскольку работал с перегрузкой и посещаемость комплекса достигала 800 человек в день, а численность работников доходила до 70 человек. Соответственно, собственной выручки тогда хватало и на содержание «Дельфина» и на зарплату работников, а материальная база Комплекса еще не была сильно изношена и не нуждалась в капитальном ремонте.


Кардинально ситуация изменилась в середине «нулевых» годов, когда, благодаря программам партии «Единая Россия», усилиям таких наших замечательных земляков как Вячеслав Викторович Володин появилась возможность федерального финансирования строительства новых спортивных объектов и в Балаково появились великолепные современные комплексы «Форум», ледовый дворец, и, наконец, «Альбатрос».
Мне, как директору, уже тогда стало совершенно очевидным, что дальнейшее существование «Дельфина», как коммерческой организации, которая, в отличие от новых муниципальных спортивных объектов, не подкреплена бюджетным финансированием через муниципальное задание не имеет перспективы. В условиях неизбежной конкуренции с новыми комплексами «Дельфин» мог как-то перебиваться только за счет урезания возможностей собственного развития, игнорирования капитального ремонта, снижения численности работников и их заработных плат. А это путь в никуда.
Посещаемость «Дельфина» упала почти наполовину, соответственно уменьшилась выручка. Уже тогда наметилось отставание в зарплате между работниками муниципальных бюджетных организаций и зарплатами в КСЦ «Дельфин». Сложилась парадоксальная ситуация – в силу бюджетной поддержки в виде муниципального задания новые комплексы предлагали населению услуги ниже их себестоимости, а «Дельфин» без такой поддержки должен был как-то избежать убытков и даже принести прибыль в бюджет. Тогда я неоднократно ставил вопрос о прекращении существования «Дельфина» как коммерческой структуры и в администрации и в Собрании депутатов, но поддержки в его решении не находил. В конце-концов, когда я стал слишком настойчивым в своих попытках его решить, в 2013 году было принято решение…снять меня с должности директора «Дельфина».
В 2016 году меня вспомнили и пригласили возглавить уже СК «Альбатрос», который находился в непростой ситуации из-за строительства пристройки «искусственной волны». Я принял предложение и, будучи в руководстве «Альбатросом» до 2020 года, получил возможность вникнуть в сложившуюся ситуацию и с другой, если можно так выразиться, стороны.
После чего, я только укрепился в той позиции, из-за которой в свое время был снят с должности директора «Дельфина», а именно: старый спорткомплекс без бюджетной поддержки на фоне реализации аналогичных услуг ниже себестоимости со стороны более крупного и современного конкурента подкрепленного муниципальным заданием неизбежно придет к деградации и краху.
В 2019 году, осенью, когда депутаты городского Собрания пришли в МАУ «Альбатрос» я прямо говорил им: «Да, мы реализуем услуги бассейна ниже их фактической себестоимости, это в том числе и наша социальная функция перед населением, но представьте, как в таких условиях приходится выживать «Дельфину»?
Казалось бы: «Дельфин» с возу – «Альбатросу» легче, но будучи директором «Альбатроса» я также остро переживал за судьбу «Дельфина», который без преувеличения является моим «детищем» и продолжал задавать предыдущим Главам всё тот же вопрос: «Неужели Вы не понимаете, что «Дельфин» держится исключительно на энтузиазме оставшихся работников, что все ресурсы его исчерпаны, что любая нештатная ситуация может привести к его закрытию?»
На что неизменно получал ответ: «Николай Иванович, ты сейчас думай об «Альбатросе», а не о «Дельфине». Они как-нибудь выкрутятся.» Вот и довыкручивались.
Нет, у меня язык не повернется бросить слова упрека инструктору, что находилась в тот злополучный вечер в бассейне. Пожилая женщина, пенсионерка, работала одна в смену, я знаю её более 15 лет, добросовестный, профессиональный человек, научивший плавать тысячи детей. У меня язык не повернется бросить слова упрека директору «Дельфина» - говорят, он давно искал работника на освободившуюся вакансию инструктора бассейна… но найти туда работника, когда зарплата на четверть ниже чем в «Альбатросе» задача нетривиальная, это я понимаю.
Насколько я знаю, директор, так же как и я много лет назад, пытается решить ту же задачу – донести, наконец, до собственника «Дельфина» в лице администрации района очевидную истину – время успешного существования «Дельфина» как коммерческой структуры истекло.

Вот и задаю я риторические вопросы:
- Почему у нас всегда так – десятилетие кричишь, предупреждаешь, но пока гром не грянет, никто не реагирует, а бывает и так, что и гром грянет, а без волшебного окрика «сверху» все одно никто раскачиваться не будет? Или всякий раз нужно кричать всем миром: «Вячеслав Викторович, Николай Васильевич, ау, выручайте, помогите!»?
Почему мы готовы тратить сотни миллионов на ввод в строй новых объектов, на реконструкцию старых муниципальных, но не хотим вникать в проблемы «Дельфина» и стараемся их не замечать? Как удобно пользоваться отговоркой – «Они коммерческие, пусть сами крутятся, как хотят!» - так мне говорили некоторые, к счастью уже бывшие «избранники» в Собрании.
Ну, угробим мы комплекс с таким подходом, а дальше что? Как всегда – искать крайних, переводить стрелки, прозревать перед начальством?
Говорят, критикуя – предлагай, а сокрушаться и обличать всякий горазд. Вот и предлагаю. Цена решения вопроса «Дельфина» в 2013 году была порядка 3 - 3,5 миллионов рублей по году через муниципальное задание. Сейчас видимо выросла раза в полтора-два, ну пусть будет 5-6 миллионов рублей. Неужели на эти деньги нельзя помочь «Дельфину» муниципальным заданием? Ведь комплекс создавался не как спортивный, а как оздоровительный. Расширить муниципальную программу по оздоровлению ветеранов труда, передать её из «Альбатроса» (там она только в обузу, «Альбатрос» - он спортивная школа сейчас, там иные задачи в приоритете) Вот и выход. Да, для этого нужно провести бумажную работу, нужно, чтобы «Дельфин» из АО стал МАУ, как «Форум» или «Альбатрос».
Есть другой вариант решения, менее популярный, потому что он из наших с вами карманов – продавать услуги двух бассейнов не ниже себестоимости, а с учетом рентабельности. Цены тогда вырастут до Саратовских, но это тоже вариант решения.
Есть и третий вариант – обратиться, например, к собственникам металлургического завода или атомной станции – нет ли у них желания взять комплекс для оздоровления собственных работников, вложиться в его реконструкцию и капитальный ремонт и потом пускать туда своих работников бесплатно, а жителей за деньги?
Словом, варианты решения есть. В том числе и комбинированные. Пока есть. А вот варианта тянуть и не решать как 13 лет подряд, уже нет. Гром грянул. Что там у нас следующее? Строгий окрик «сверху»? А может в этот раз обойдемся без него?
С уважением, Николай Яманчев, пенсионер.

Автор: Редакция
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА