АРХИВ:

Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы

Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Фото, видео автора

Продолжение. Начало - здесь.
- Простите ради Бога, что перебиваю вас с первого полуслова. Просто, как вы сами видите, здесь находится много незрячих людей. И очень просим, специально для нас опишите немного себя.
Это обычная вводка при инклюзивности, когда человек с полным набором возможностей входит в общение с теми, кто может представить его только с помощью своей фантазии. И хочешь - не хочешь, ты начинаешь подбирать слова, чтоб максимально точно описать себя. Задачка, признаюсь, не из самых простых!


А уже не для широкой публики, за кулисами большого инклюзивного фестиваля «Паруса духа-2023» от Балтийской АЭС, мне – несведущему - поясняют:
- На самом деле такая словесная опись нужна не столько нам – слепым, сколько самому зрячему. Приходится настраиваться как по камертону: чтоб и себя не обидеть, и попусту не приукрасить. Обрати внимание, как изменилась твоя собственная интонация после такой простецкой просьбы. И главное, моментально налаживается новый уровень искренности!

Фотография

Наверное, все это и называется прорывные технологии. Слово инвалид для каждого из нас имеет свое глубокое и пугающее значение - чур меня! Но какие суеверия у тех, кто прошел через худшее! И при всем этом сами инвалиды склонны даже классифицировать себя - и это невероятно интересно!
В легком недосыпе из-за смены часовых поясов и сытости завтрака мы ехали по Калининграду к «Парусам духа» на микроавтобусе, где были сплошь инвалиды с самыми разными диагнозами. И все вместе, почти без споров, сложили такую выстраданную человеческую мозаику:
Глухие. Все кроме слепых видят, как страстно они говорят руками. Как они переживают лицом и душой каждое слово. Они - короли как своих эмоций, так и собеседника.
А ведь точно - так и есть!
Слепые. Их организм всеми своими нервными окончаниями настроен получать информацию извне - всю до малейшей мелочи. Это люди максимальной открытости при кажущейся обособленности.
И тут в точку!
Люди с ментальными отклонениями. Диагнозов масса – это целый букет особенностей психики. Их, кстати, очень много – это каждый пятый человек на планете. Но у всех у них – крайняя искренность и доверчивость.
В подтверждение прочел в тот же день в телеграм-канале о том, как бессердечный мошенник встретил на улице парня с аутизмом и рассказал ему про мнимого смертельно больного сына. Аутист так разжалобился, что отдал негодяю 123 тысячи рублей.
Ментальных ребят надо особо опекать от жестокого мира.
Колясочники. Даже если в тебя вселится черт, то ты просто устанешь их обижать. На все у них есть своя шутка – не запасенная, так экспромтом.
Иронию дополняет редкая для здоровых самоирония.
И тут же звучит залп анекдотов, которые про свое житье-бытье может рассказать только сам колясочник.
Я, простите, пас!
Фотография

Впрочем, одна ядреная шутка досталась персонально мне, став настоящим мемом, вот и ее-то и изложу устами моего слепого друга Олега Колпащикова, с которым мы познакомились-поздоровались по прилету в аэропорте «Храброво»:
- Вопрос для затравки: детский церебральный паралич лечится? А на Балтике исцеляется на раз! По прилету меня встретили ребята-волонтеры и попросили подождать еще одного парня – журналиста с Москвы, у которого вроде как по спискам указано - ДЦП. Сижу-жду, парень прилетает, заходит в автобус. Из Москвы -это был самолет, а сам он из Балакова. Походка твердая. Знакомимся на скорую руку. Перед отелем опираюсь ему о плечо, а оно такое же твердое как походка. Аккуратно спрашиваю:
- Инвалидность давно?
- Да как-то не было ее совсем, - отвечает.
Все понятно. Просто по пути на фестиваль инвалидов наш Серега взял и исцелился чудотворным янтарем калининградским!
Гомерический хохот поглощает последние слова весельчака. Такой здоровый юмор принимается безоговорочно!
Фотография

Но достаточно, шутки в сторону. Мы едем на «Улицу безграничных возможностей, 1». Это никакая не метафора, а конкретный почтовый адрес уникального проекта, равных которому в нашей богоизбранной державе просто нет. Потрясающее название улице дал наш несгибаемый земляк. Википедия гласит: Роман Анатольевич Аранин (род. 1 июля 1970, поселок Сенной, Саратовская область) — российский изобретатель, генеральный директор компании Observer (англ. Наблюдатель). Совсем короткая история его преодоления. В 34 года военный летчик получил жуткую травму позвоночника, упав в полёте с 30-метровой высоты: падение произошло из-за неисправностей купола параплана. Более месяца провел в реанимации. Оказался полностью парализованным. Сейчас, спустя 19 лет, он чуть-чуть владеет руками, грамотно говорит и… развивает невероятное дело. В 2010 году он создает компанию Observer и начинает изготавливать инвалидные коляски – единственные в России на электротяге. И по уже названному мною адресу, который однажды услышишь – век не забудешь, он поставил завод салатного цвета, который выглядит как… космодром! Один фасад чего стоит, а его начинка – и того подавно!

Observer-экскурсия по нему – глубочайшая эмоция на всю жизнь. Здесь как на обычном заводе и варят металл, и режут, и гнут, и собирают в готовые изделия. Только работники (1/3 – инвалиды) не в чумазых робах, а в своей родной одежде, а стены – потолки в чисто-белых тонах. Столовая с плавными линиями лично мне напомнила дизайн фильма «Солярис». Фоткать все это чудо хочется беспрестанно. Журналист обязан быть нескромным, потому задаю вопросы о зарплате. Звучат цифры около 50 тысяч рублей. Цена самой бюджетной коляски – 140 тысяч, шедевр-вездеход с полным приводом – 600 тысяч с чем-то. Сотрудник завода показывает возможности вездехода (мне в голову пришло иное слово – луноход). Коляска выполняет любые маневренные задачи – подобно военному самолету, который когда-то укрощал Аранин. Колясочники из нашей группы просто в экстазе от увиденного. Еще раз – ничего подобного в России не производится! От слова вообще!
Фотография

Но есть и проза жизни – Роман создал всю эту ультрасовременность на обычные кредитные займы. И отдавать их нужно еще больше десятилетия – без конца и края. При этом нам - дотошным - признаются: производство способно расти, но госзакупки Observer выигрывает редко – потому что выигрывают дешевые китайские погремушки, от которых инвалиды просто чураются.
Слово нашему экскурсоводу - совершенно очаровательной блондинке Ольге Паниной - руководителю реабилитационного центра КРОО инвалидов "Ковчег":
- Неделю назад, равно как и вас, я водила здесь с экскурсией Вячеслава Володина ("Ну-ка! Ну-ка!", - пронеслось в моей саратовской голове – авт.), честно говорила ему о несправедливостях, Володин пообещал переосмыслить устаревшие нормы, заложенные в ФЗ-44 «О госзакупках».
Беру вопрос на заметку – с нашим высокопоставленным земляком мы видимся довольно часто – попробуем пролоббировать архиважное дело. А еще у Романа Аранина есть как минимум два не менее восхитительных проекта на ту же тему – реабилитации инвалидов. При нас клиентов-пациентов, приезжающих сюда на 28 дней, растягивают на специальных тренажерах, дают особый массаж, проводят самые разные занятия с психологом. Ведь инвалиду как никому важно не терять дух! А еще на дизайнерски безупречных территориях стоит целый городок коттеджей-новоделов. Здесь гости "Ковчега" и живут. В домах, напичканных крутейшей начинкой.

Кровать с электроподъемом головы и ног, чтоб кровь не приливала, как это бывает нередко у спинальников и особенно у шейников – новые для меня термины, но абсолютно понятные.
Кухня, в которой пространство оборудовано идеально – все, что нужно - легко достаешь с кресла, ни обо что не ударишься. Наша очаровательная спутница из Ростова-на-Дону Людмила Бударёва, проехав все апартаменты на своей коляске, просто захлопала в ладоши: «Хочу-хочу-хочу такое!». И тут же – контрольный выстрел для всех нас: открытие форточки пультом и раздвигание штор с помощью умной яндекс-помощницы Алисы.

Впереди нас ждал мастер-класс по тому, как с помощью спецоборудования от Аранина инвалид может искупаться на пруду. Не на воображаемом, а на конкретном пруду, обустроенном по-умному тут же, с диковинно-красными ленивыми карпами, ждущими хлебных крошек. Не исключаю, что и эти рыбки здесь какие-нибудь радиоуправляемые.)) Все это чудо создано на недавнем пустыре на гранты, скажем так, ни разу не отечественные. Попасть на реабилитацию в один из двух дюжин ультрасовременных коттеджей, в принципе может попасть любой российский колясочник. 4-недельный курс стоит 286 тысяч рублей – по 10 тысяч за сутки. Идеально для здоровья, если таких курсов за год будет три. Дорого? Конечно. Но! Жители Калининградской области могут воспользоваться всем этим великолепием бесплатно – по квоте от региона. И кто-то побывавший здесь из инвалидов, изрек недавно: «Я сделаю все, чтобы сменить прописку на калининградскую».
Фотография

Покидали мы Observer с "Ковчегом" в глубоких размышлениях - как восторженных, так и невеселых. Однозначно жаль, что не увидели лично отца этого невероятия – Романа Аранина, который вполне может претендовать на звание «Самый крутой наш земляк». Зато мы засвидетельствовали почтение его компаньонам и хвойной рощице, высаженной здесь конечно же инвалидами ровно год назад в рамках прошлогодних «Парусов духа». И представьте, все до единой сосеночки на этом космодроме идей прижились!
Продолжение следует…
Сергей Губанов. Калининград – Балаково. Одет по-летнему. Короткая стрижка - седеющая бородка. Загоревший на Балтике журналист православного телосложения.

Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Волга впадает в Балтийское море. Часть 2. Про космодром идей и коляски-луноходы
Автор: Сергей ГУБАНОВ, Паруса духа-2023 Балтийской АЭС, Калининград-Балаково
0
Нравится