АРХИВ:

Листая подшивки газет Балакова. Нарушители революционной законности

Листая подшивки газет Балакова. Нарушители революционной законности

130 лет назад
Поблагодарили благотворителя


Принято думать, что торговцы и, вообще, коммерсанты, правдами и неправдами приумножая свои достояния, до того «закаляются», что становятся совершенно нечувствительными к положению людей нуждающихся. Если такое мнение в общем справедливо, то бывают и исключения, встречаются в этой среде люди, которые в погоне за наживой ещё не позабыли заповеди Христа о помощи ближнему… Бедствия голодного 1891 года до того были велики и ужасны, что память о них долго не умрёт среди бедняков. И в это-то время явились добрые и сострадательные люди, благодаря которым бедствия голода были если не совершенно, то в значительной степени предотвращены у нас. Из всех благотворителей наших самым отзывчивым оказался молодой хлеботорговец Арсений Яковлевич Стройков. Состоя главным жертвователем в существовавшем в 1891 году благотворительном комитете, Стройков, кроме того, на свои средства открыл бесплатную столовую, в которой в продолжение почти 6 месяцев кормилось ежедневно до 1200 человек, преимущественно малолетних. Такой редкий пример сострадания вызвал горячую благодарность со стороны балаковского сельского общества, и 18 октября минувшего года оно составило приговор, в котором единодушно постановило: выразить проживающему в Балакове 1-й гильдии купцу А.Я. Стройкову чувства искренней душевной признательности за его широкую благотворительность в минувшую тяжкую годину. Приговор этот только на днях был торжественно вручен г. Стройкову балаковским волостным старшиной О.И. Праховым и особо уполномоченным от общества И.Л. Шуваловым, высказавшими при этом и свою глубокую благодарность жертвователю.

Восстановить несправедливость

Балаково наше велико и обильно, но порядка в нём… маловато. Есть надежда, впрочем, что вторую часть этого исторического изречения в скором времени можно будет изменить в смысле благоприятном для балаковцев. Весь беспорядок и неурядица, от которых терпели и терпят здешние обыватели, происходит от той разношёрстности в населении, какая образовалась здесь под влиянием особых условий, в какие поставлено Балаково, как чисто крестьянское село, с одной стороны, и как центральное место огромной хлебной и лесной торговли, – с другой. Из 15000 жителей, населяющих Балаково, надлежащее благоустройство имеет только 1500 душ, т.е. одна десятая часть, остальные же девять десятых представляют собой, по меткому мужицкому выражению, беспастушное стадо, в котором хотя и есть хорошие вожатые, но, не облечённые законной властью, люди эти не всегда могут служить элементом руководящим. А так как неблагоустроенную часть балаковского населения составляет подавляющее большинство, то и всё Балаково до сих пор, несмотря на все старания некоторых благомыслящих его жителей, не может никак облагоустроиться.
На эту ненормальность обратил внимание местный земский начальник и, как слышно, представил куда следует свой проект о слиянии в административном отношении иногороднего общества с коренным крестьянством. Дай Бог, чтобы проект этот осуществился, ибо только тогда и возможно будет придать Балакову какой-либо определённый вид и, сообразно с этим, водворить порядок. А упорядочить в Балакове следовало бы, главным образом, общественные расходы, которые в настоящее время почти все целиком ложатся на коренное крестьянское население: кроме содержания вольского и сельского управлений, двух училищ, пожарной и плицейской части и выполнения массы других повинностей, крестьянское население, составляя одну десятую часть Балакова, три года тому назад выстроило новое здание для мужского училища, стоившее 5000 рублей, а в нынешнем году приступило к постройке волостного правления, которое, по смете, обойдется не менее 7000 рублей. С водворением же «порядка» бо́льшая половина этих 12000 пала бы на иногородних обывателей, что было бы вполне законно и справедливо.
Балаковец.
Саратовский листок, 9 апреля 1893 г.

115 лет назад
Исчезает законность

Как ни старалось наше купечество сохранить необходимый ему штат полиции, как ни торговались из-за каждого рубля, но необходимых к 1 апреля 5500 руб. та и не могли собрать, и 1 апреля, по распоряжению исправника, штат полиции расформирован, остался пристав, но не для общего, если так можно выразиться, пользования, а только для нужд удельного ведомства, потому что удел внёс полностью 3000 руб. на содержание в 1908 году полиции. Для той же надобности оставлено 6 или 7 нижних чинов, а для общего пользования полицейский надзиратель и 22 сельских десятника по выборам общества. При этом нельзя обойти молчанием одного курьёза. Так как иногородние, имеющие дома на крестьянских усадьбах, вошли вместе с крестьянами в счёт по выбору десятских, то обозлённые крестьяне выбрали в десятские купцов Н.А. Задкова, А.А. Кузнецова и В.А. Шмидта. В общем, получился полный хаос, и законность из Балакова исчезает. Чины полиции отказывают иногородним, когда они обращаются с какими-нибудь просьбами, говоря: «Вы за полицию не платите, и для вас полиции нет». Насколько это законно и может ли состоящий на службе чиновник, носящий полицейский мундир, отказывать в помощи за неплатёж на его содержание, а также может ли должность полицейского пристава с. Балакова, утверждённая министерством внутренних дел, по распоряжению николаевского уездного исправника превратиться в должность пристава 3 балаковского удельного имения, покажет будущее, так как всё это без жалоб высшему начальству обойтись не может. Кажется, ничего подобного на Руси ещё не бывало. Интересно знать, будут ли гнать от себя чины полиции иногородних, несущих для уплаты недоимки?
Но это ещё не всё: на днях будто бы откомандировывается из Балакова и конный отряд стражи.
Саратовский листок, 9 апреля 1908 г.

90 лет назад
Нарушители революционной законности

Председатель Казённомаянгского сельсовета Кошкин и его заместитель Егубов в практике своей работы, вместо мобилизации колхозного актива на проведение хозяйственно-политических кампаний, применяли метод голого администрирования.
Так, во время засыпки семян Кошкин, мало задумываясь о массово-разъяснительной работе, кабинетно создал 12 штурмовых бригад, в которые попали лодыри и идеологически не выдержанные и преступные элементы. Отдельные штурмовые бригады по распоряжению Кошкина работали исключительно в ночное время. Производили массу обысков, незаконно изымали у колхозников хлеб, полученный по трудодням. Колхозник Пахомов, 68-летний старик, красный партизан, добровольно сдал для семян один центнер ржи. Однако Кошкин в ночное время послал к Пахомову бригаду, та произвела обыск и весь хлеб у Пахомова забрала. Таким же образом был изъят хлеб у колхозницы Клеповой Татьяны. Колхозник Мордовин добровольно сдал в семена 78 кг ржи. Кошкин рожь обменял на муку, а муку выдал своему заместителю Егубову. Впоследствии, по инициативе Кошкина и Егубова Мордовин, Герасим был исключён из колхоза как за саботаж засыпки семян.
13 февраля по составленным характеристикам (в большинстве фиктивных) «руководители» подвергнули (так в тексте – Ю.К.) раскулачиванию 18 хозяйств – преимущественно середняков, не вынося этого на обсуждение общего собрания колхозников. У намеченных накануне к раскулачиванию ночью произвели изъятие имущества с последующим арестом. Отдельные члены штурмовых бригад присваивали имущество, продукты питания. Например, член совета Денисов изъял имущество у Зуевой Анны и арестовал её. По распоряжению Кошкина Денисов и Егубов у Зуевой произвели личный обыск, стащили с Зуевой нательную рубашку и шаль. Сам Кошкин бесплатно брал или по весьма дешёвым ценам покупал кулацкие вещи. Отбираемый скот по кратности – овец Кошкин резал для самоснабжения. Отбираемый хлеб у спекулянтов не сдавал по назначению, а расходовал по своему усмотрению. Всего Кошкин растратил 82 пуда разных культур. Его заместитель, ведавший учётом кулацкого имущества, сознательно не вёл учёта, присваивал вещи, незаконно получил в сельсовете 24 пуда хлеба.
За «левацкие» загибы и злоупотребления по службе выездная сессия Балаковского нарсуда Кошкина приговорила к лишению свободы на 5 лет, Егубова – на 10 лет и Денисова – на 3 года.
Райпрокурор Васильев.
Социалистический труд, 5 апреля 1933 г.

50 лет назад
Большой успех самбиста

В Рыбинске с 27 по 30 марта проходили финальные соревнования на первенство РСФСР среди юношей по борьбе самбо. Ученик 10 кл сш № 1 Василий Шаульский занял второе место, проиграв только спортсмену из Москвы С. Афонину, а в полуфинале выиграв схватку у серебряного призера Европейского чемпионата среди юношей по дзюдо Е. Бабанова из Липецка. Это первый выход балаковских борцов на республиканский ковёр оказался удачным.
С. Нестеров.
Огни коммунизма, 5 апреля 1973 г.

Автор: Газета Суть. Юрий Каргин
1
Нравится
РЕКОМЕНДУЕМ ПО ТЕМЕ
ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"