АРХИВ:

Афганистан нас свел в одну строку...

15.02.2024 11:43 | 1063#
Афганистан нас свел в одну строку...

О том, какие беды способна принести война, мы с вами знаем. Но о том, что она может подарить любовь и счастье на всю жизнь… Наш сегодняшний рассказ об обаятельной паре Мерзликиных, которые нашли друг друга там, где жизнь шла в крепкую обнимку со смертью.

Они познакомились в далеком 1987-м в Афганистане, в самый разгар афганской войны. Владимир МЕРЗЛИКИН служил срочную в воинской части в составе ограниченного контингента советских войск в ДРА (как тогда принято было официально называть армейскую группировку в этой высокогорной стране), обеспечивающей охрану военного госпиталя в Кабуле. Марина работала там же операционной медицинской сестрой. Он родом из маленькой алтайской деревни Вишневки, она – из Терсы.
– В модуле – сборно-щитовом жилом домике – где Марина жила вместе с другими медсестрами, сломался холодильник. Небольшой такой старенький «Саратов». А холодильник в Афгане, где жара несравнима с нашей – июльской, вещь эта, сами понимаете, незаменимая, – рассказывает Владимир. – Меня знакомые попросили сходить посмотреть, можно ли тот холодильник воскресить. Пошел и там впервые и увидел ее, мою Мариночку. Как увидел, так сердце и ёкнуло. С того дня начали с ней встречаться. Чем дальше – тем чаще, и в какой-то момент поняли, что друг без друга не можем дальше жить. Так вот благодаря холодильнику (его, кстати, удалось починить) и родилась божья искра любви.
При каждом удобном случае, когда позволяло время, сержант с букетом цветов бежал в городок, где жили медики, на свидание к своей любимой. 24 декабря 1987-го, как сейчас помнят, они попросили у командира части благословения на брак. Командир там заменял и отца с матерью, и священника. Марина накануне была на очень сложной операции в Хосте под пакистанской границей, а по возвращении оттуда решили связать свою жизнь узами брака. Вместо ЗАГСА поехали в советское консульство, где их семью и зарегистрировали.
Свадьбы как таковой не было. Собрались самые близкие друзья и сослуживцы, посидели, попели песни, немного потанцевали. Все был довольно скромно и даже буднично, по-военному, как говорится. Тем не менее, этот день оба запомнили на всю жизнь, как самый счастливый день в жизни.
Даже медового месяца у молодых не было. Более того, жить Володе с Мариной еще долгое время приходилось порознь, в своих общежитиях-модулях, так как с отдельным жильем в воинской части было очень непросто.
– Только в 88-м году, когда один из офицеров уехал в Союз, замкомандира по тылу выделил нам его комнату. Это была маленькая клетушка в общем модуле-общежитии, где стояла кровать, тумбочка и небольшой столик. Фактически это было место, где мы только ночевали. В модулях не было кухонь, то есть приготовить пищу там было невозможно. Питались мы все в общей столовой. Мылись и «принимали душ» на улице. Просто возле модулей привозили и ставили бочки с водой, – вспоминает Владимир Сергеевич.
Но даже такие условия проживания были для молодых, как говорится, за счастье. Потому что изначально нашим военным вообще приходилось жить в палатках и землянках. Нынешняя молодежь отказывается верить в то, как обустроена была наша жизнь почти еще вчера. 2024-й год, начавшийся только что, это год 45-летия ввода советских войск в Афганистан, которые находились в горах Памира и Гиндукуша без малого 10 лет. И интерес к той драматической странице в истории нашей страны не становится со временем меньше.
Владимира призвали в армию в сентябре 1983-го, а уже через 4 месяца после среднеазиатской «учебки» оправился «за речку». Их воинская часть обеспечивала связь, жили в землянках. Вместо электричества – керосиновые лампы. Это намного позже, спустя полтора-два года, стали строить первые дома-модули и постепенно стал налаживаться быт. Но суровые военные условия не смутили Мерзликина. Может быть, сказалось воспитание, он из многодетной сельской семьи из Алтайского края. С детских лет привыкший к тяжелому физическому труду, паренек не испугался выпавших на его долю испытаний. После двух лет службы Владимир решил остаться на сверхсрочную службу, подписал контракт еще на два года. Не остался бы, не встретил бы свою судьбу, свою Марину. Потому что девушка с Волги, закончившая наше медучилище, приехала в Афганистан только в 86-м году. Марина какое-то время еще поработала после учебного заведения в балаковской горбольнице, а потом, узнав, что в военкомат пришла разнарядка из Афганистана, решила отправиться туда на работу. Это была, так сказать, предыстория знакомства, о котором мы рассказали выше. А теперь о том, что было по возвращении из непокоренной, так и не понятой нами страны.
В конце февраля 1988 года молодая семья Мерзликиных вернулась на родину. Сначала полетели на Алтай, к родным мужа.
– Познакомились с его родителями и многочисленной родней, ведь у Владимира 6 сестер и 4 брата. А уже оттуда отправились в Поволжье, – вспоминает Марина. – Конечно же, думали, выбирали, где жить. Рассматривали в качестве варианта крайний север, там платили хорошие деньги. Но взвесив все «за» и «против», решили все же осесть в Балакове. Молодой перспективный город с быстрым получением жилья. Опять же красивая природа, умеренный климат.
Держим в уме, что для Марины, выросшей в Терсе, наши места – родные, что тоже немаловажно. Ее с удовольствием взяли на работу в больницу, а Владимир устроился на Балаковскую АЭС. Начинал рядовым обходчиком, а позже, получив высшее образование, в 2003-м получил инженерную должность. С тех пор Владимир так и работает на атомной станции инженером, а супруга – спасающей жизни операционной сестрой в клинической городской больнице.
Мерзликины вырастили и воспитали двоих детей. Обе дочери пошли по стопам отца и трудятся инженерами в сфере атомной энергетики. Старшая дочь Юлия работает на Балаковской АЭС, а младшая Анастасия – в Технической академии Росатома в Обнинске. У каждой дочери уже свои дочки. Две внучки растут на радость бабушке и дедушке. Сегодня счастливые супруги Владимир и Марина, оглядываясь назад, с ностальгией вспоминают свою молодость, свою первую встречу в Кабуле и тот самый старенький холодильник, который стал причиной их встречи. Его, кстати, Владимир тогда починил. И заодно наладил свою жизнь – раз и навсегда.

Афганистан нас свел в одну строку...
Афганистан нас свел в одну строку...
Афганистан нас свел в одну строку...
Афганистан нас свел в одну строку...
Афганистан нас свел в одну строку...
Афганистан нас свел в одну строку...
Афганистан нас свел в одну строку...
Афганистан нас свел в одну строку...
Автор: Андрей Будякин
4
Нравится