АРХИВ:

Халилов vs водители троллейбусов. Кто виноват и что делать - в одном салоне

19.02.2024 10:27 | 1649#
Халилов vs водители троллейбусов. Кто виноват и что делать - в одном салоне
Архив "Сути"

В «Балаковоэлектротрансе» неспокойно. Сотрудники автотранспортного предприятия жалуются на то, что руководство не доплачивает заработную плату, срезая по поводу и без повода премиальные выплаты. И это при том, что ездить приходиться по сути на металлоломе, так как большая часть транспорта в крайне плачевном состоянии, а 11 троллейбусов из 14-ти даже не прошли техосмотр.

Водители уже повторно обратились с коллективной жалобой в областную прокуратуру с требованием защитить их законные права. После первого обращения трудового коллектива предприятия надзорный орган по заявлению депутата Госдумы Николая Панкова проводил проверку БЭТа. Прокуратура установила нарушения трудового законодательства и принудило руководство предприятия выплатить 89-и сотрудникам 927 тысяч рублей недоплаченной за 2023 год заработной платы. А директору БЭТа Александру Халилову внесено прокурорское представление и он привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ (ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. Наказывается предупреждением или наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс руб.)

Однако проблема, по мнению работников, в корне не разрешена. Прокуратура, считают водители, не усмотрела ключевых нарушений в действиях директора, которые порождают конфликт. Противостояние трудового коллектива с руководством БЭТа продолжает нарастать.

Фотография

Вот с такими интервалами ходил раньше транспорт

Дело в том, что премия, согласно Положению об оплате труда, принятому в БЭТе, составляет половину причитающегося работнику заработка. Премиальные являются составной частью элементом заработной платы, которая не может безосновательно уменьшаться. Водитель троллейбуса получает 104 руб/ час плюс 100% премии. У руководителя есть право лишать сотрудника от 10 до 100% премиальных, и он этим правом активно пользуется. Хотя на правомерность снижения премии в таких размерах более чем сомнительна. И прокуратура почему-то этим вопросом не не заинтересовалась и не дала оценку.
По словам водителей, директор с легкостью может срезать у каждого из них по 50 и более процентов премии. А ведь согласно постановления Конституционного Суда РФ от 15 июня 2023 года № 32-П размер премиальных выплат не должен приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20%.
Второй важный момент - лишение премии не может расцениваться как мера дисциплинарного взыскания, это законом не допускается (ч. 1 и ч. 4 ст. 192 ТК РФ). Дисциплинарные проступки, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, наказываются дисциплинарными взысканиями — это замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Работодатель не имеет права наказывать работника путем лишения его премии.
Фотография

В молодом Балаково строить начинали с троллейбусной сети

- Нас наказывают рублем за разговоры с пассажирами во время движения, за продажу билетов на ходу. Но директор сам убрал кондукторов из троллейбусов. Как же мы должны работать, если у нас нет кондукторов? Мы свои водительские обязанности не можем исполнять, так как работаем параллельно кондукторами. При этом нам за эту дополнительную работу не доплачивают, - рассказывает Ирина Танцорова. - Мы должны успевать и транспорт вести, и контролировать пассажиров. Конкретно меня наказали лишив 50% премии за то, что пассажир во время движения подошел и попросил остановиться на остановке по требованию. Я ему ответила «да, хорошо, пройдите в среднюю дверь». И меня вот за это наказали. Я что должна была ему кричать «вы ко мне не походите, я уже еду?». Халилов сам создал такую обстановку, а теперь возмущается, что мы не укладываемся в график или пропускаем некоторые остановки, чтобы нагнать время. Если мы будем выполнять все требования директора, то нам придется стоять на каждой остановке по 10 минут пока продадим билеты всем пассажирам. Мы так никогда никуда не доедем. Сколько бы мы не собирались, приглашая даже депутата Госдумы Панкова, журналистов, ничего не помогает. Халилов уже 6-й год работает директором и как будто специально все разрушает. Мало того, что разрушает, так еще и нас называет ворами, якобы мы воруем пассажирские деньги, угрожает увольнением.

Директор предприятия провел встречу с трудовым коллективом, в ходе которой состоялся откровенный разговор между водителями и руководством. Работники расценили эту встречу, как попытку оказать давление на непокорных подчиненных, осмелившихся жаловаться.

У директора БЭТа своя правда. Александр Халилов уверен, что некоторые водители утаивают часть выручки, получаемой за проезд пассажирами наличными средствами. Во время встречи он прямо назвал фамилии тех водителей, которые по его мнению, сдают подозрительно маленькую выручку наличных денег:
- У вас (следуют фамилии) минимальная выручка по наличке, 500-600 рублей. В отличии от вас все остальные начинают более-менее исправляться. Вы два претендента на ближайший месяц на персональные проверки. Если в течение февраля вы не поменяете методы работы и у вас выручка не поднимется по вам будут персональные проверки. Это не угроза. Но чтобы потом у вас не было вопросов. Чтобы вы не думали, что это посыл в воздух. Чтобы не было потом, как с г-жой Леушиной, которая уволена по статье за прогул. Мне хочется понять, как вы умудряетесь проехать мимо пассажиров, которые оплачивают проезд наличкой? До вас и после вас идут троллейбусы и выполняют норму, а вы - нет. При том, что выручка по безналичной оплате и по льготникам у вас совпадает с стальными. Где вторая часть выручки?

Водители стали оправдываться, что они не виноваты в том, что пассажиры расплачиваются картами, а не наличкой. Но это не убедило директора и тут он припомнил подчиненным об их жалобах, перешел к более чем откровенным высказываниям:
- Ваши эти письма подводят нас к тому, чтобы мы ровно так с вами работали. Вот в обращении вы сами пишите методы дисциплинарного наказания - замечание, выговор, увольнение. Правильно? Так кто тут в очереди стоит на увольнение? Сказать? Хоть будете готовы. Ольга Александровна Афонина — 6 замечаний, любое следующее нарушение в течение года и с человеком можно расставаться. Григорьева — 2, Дерябин — 1, Зотова — 2, Козакова— 1, Климина — 1, Колотай — 3, Ожегова — 4, Никитин — 2, Румянцева — 3, Черенков — 3, Серпова, Клейменова и Тарасова по одному замечанию. Я понимаю, наверное действительно неприятно, когда наказывают не дисциплинарно, а финансово.
Фотография

Такая красота возила нас совсем недавно

Подтекст слов директора понятен: как вы ко мне, так и я к вам. Водитель Надежда Леушина, похоже, первая кто поплатилась местом работы за свою позицию. Во всяком случае она так считает. Ответ о результатах проверки областной прокуратуры пришел именно на ее имя. То есть именно Леушина формально оказалась в качестве одной из «зачинщиц бунта».
У Надежды Васильевны тяжело больна мать и она взяла больничный для ухода за мамой. Но по чисто техническим причинам (сбой компьютерной системы) ее больничный лист не был официально зарегистрирован. Это и послужило поводом для увольнения. Ей предложили написать заявление по собственному желанию, что она и сделала.

Но директор БЭТа версию мести напрочь отметает:
- Водители троллейбусов жалуются на меня уже пять лет с интервалом раз в полгода. И кто-то когда-то был уволен? Никогда, это первый случай. Конкретно Надежда Васильевна «чисто по техническим причинам» больничный не получила. При посещении врача в любом случае запись у врача в компьютере остается. У нее прогул. За прогул мы лишаем работника премии. Они кричат, почему лишаете премии? Хорошо, тогда мы идем другим путем. По трудовому кодексу прогул — это увольнение, причем с записью в трудовой. Но даже в этой ситуации я неделю ждал Леушину, предлагая ей написать заявление по собственному желанию, чтобы не портить ей трудовую. И хорошо, что до нее дошло и она в последний момент пришла и написала заявление, хотя документы уже были все готовы на увольнение по статье. Знаете, сколько за 5 лет было таких случаев, когда входишь в положение работника, идешь ему навстречу, но всему же есть предел. Мы отпускали Леушину, когда ей было срочно нужно, и сейчас бы отпустили, несмотря на то, пишут они там на нас или не пишут, но она захотела решить вопрос через больничный. Они же молчат сколько раз мы отпускали их задним числом за свой счет. Ну, что ж, не хотят, чтобы мы наказывали финансово, тогда пойдем другим путем. Забываем обо всех наших домашних проблемах и работаем строго по букве закона. Зато все теперь понимают, как это может работать на самом деле. Как это должно быть по трудовому законодательству.

Халилов подчеркнул, что менять Положение об оплате труда в угоду жалобщикам и подстраиваться под них он не намерен. Он всего лишь выполняет свои обязанности руководителя.
В ходе встречи с коллективом Александр Сафаралиевич всячески подчеркивал, что он еще очень даже мягок с подчиненными. Например, руководство прекрасно видит и фиксирует нарушения графика движения троллейбусов. Замечает, что троллейбусы не останавливаются на остановках. Но они ни разу никого, кроме Афониной, не наказывали за это. Максимум что, делали - замечание.

- Вы утверждаете, что мы терроризируем водителей. Возьмем статистику за последние 3 месяца. Ноябрь месяц. Афонина — 50% премиальных сняли за два нарушения — самовольное изменение маршрута и проезд остановки. Ситников, Серпова, Афонина, Зотова, Козакова не производили посадку и обилечивание пассажиров через передние двери — замечание. Черенкова объезжала висячий провод - 50% лишения премии. Где мы кошмарили водителей? То же самое и в декабре, и в январе. Ваши нарушения видимы, но то, что вас не привлекают не означает, что их нет, - эмоционально выговаривал Александр Сафаралиевич своим подчиненным. - Вы говорите, что мы не создаем вам условий для работы. Какие вам нужны условия? Впускать всех пассажиров во все двери и пусть едут бесплатно? Единственное наше требование, которое мы ввели несколько месяцев назад — это продавать билеты при входе, все. Больше ничего не поменялось. Убирайте максимально свои «косяки» и работайте по инструкции. Если вы будете выполнять план, то вам никто не будет предъявлять претензии.

Однако водители жалуются, что они не в состоянии «бегать за пассажирами, чтобы насильно заставлять их брать билеты».
- Не берут люди билеты, оплатили и убежали, а я обязана им вручить билет. Если контроль обнаружит безбилетного, то мне влетит. И что я должна, бросить руль и за пассажиром бегать? - рассказывает Людмила Семенова.

В разговоре с нашим корреспондентом Халилов откровенно признался, что главная причина конфликта кроется в нежелании водителей следовать введенному руководством БЭТа 5 месяцев назад требованию осуществлять впуск пассажиров и продажу билетов при входе. Это правило практически лишило водителей возможности утаивать часть наличной выручки от продажи билетов. Все претензии, что водитель якобы физически неспособен выполнить это требование, и это приводит к нарушению интервалов движения, что водитель отвлекается от своих прямых обязанностей, директор считает несостоятельными.

- Дверь в кабину к водителю должна быть закрыта всегда, по умолчанию. Но они этого не делают. Не обилечивание пассажиров наказывается лишением премии до 100%. Но мы пока еще никогда никого не наказывали за это. 5 месяцев мы делаем замечания, хотя это нарушение очень серьезное, - говорит Александр Сафаралиевич. - Прошел пассажир в салон, не купив билет, водитель через громкоговорящее устройство должен объявить, что мы никуда не поедем, пока все не возьмут билеты. Все гораздо проще, чем они рассказывают. Просто они знают, для чего они это делают. В Москве систему обилечивания при входе через переднюю дверь ввели еще 10 лет назад и там все нормально работает. А у нас в чем проблема? Только в том, что часть пассажиров водители осознанно не обилечивают. Речь идет о деньгах, вокруг этого все и крутится. Им закручивают гайки и они ищут ходы-выходы, как бы обойти наши требования. Вот с этим мы и боремся. У меня уже 7 человек, которых мы, если следовать их же схеме (замечание - выговор - увольнение), должны уволить. Потому что у них уже набралось по несколько замечаний.

Руководство БЭТа прекрасно видит все нарушения подчиненных благодаря видеокамерам и системе ГЛОНАСС. И если троллейбус в час пик везет 70 человек, а по факту билеты покупают только 30, то возникает вопрос, а где деньги?
Фотография

БЭТ все так же уверен в завтрашнем дне?

Еще один важный вопрос, который поднимают водители в своих жалобах — это несносное техническое состояние транспорта. 14 троллейбусов из 20-ти имеют износ 150,5%. 11 троллейбусов в прошлом году не прошли техосмотр. Транспорт часто ломается, что приводит к вынужденным простоям по вине предприятия, которые водителям не оплачиваются. Из 20-ти «московских» троллейбусов на ходу только 2 единицы.

- Мне вот надо заехать к электрику на ремонт, а его уже в 8 вечера нет. И как я должна сдавать неисправную машину по смене? Придумали такое как «незначительная поломка». Мол, если так, то можешь ездить, - говорит Людмила Семенова. - Хотя раньше такого не было, какая бы не была неисправность, ставишь троллейбус на прикол. Да и в правилах эксплуатации нет «незначительной» поломки. Слесари и электрики теперь работают строго с 8-ми утра до 8-ми вечера. Сегодня на яме утром перед началом работы троллейбусы замерзли, разогревать их некому. Пришлось мастеру это делать, хотя это не его работа. Примерно половина состава вообще не имеют ручного стояночного тормоза. Случись что, аварии не избежать. Раньше с такой неисправностью бы из парка не выпустили, а сейчас ничего, ездим, как ни в чем не бывало.

- У меня сломалось громкоговорящее устройство и меня за это лишили 25% премии. Сказали, что я не имела права выезжать в рейс из-за этого. На большей части троллейбусов не держат ручные тормоза, - рассказала водитель Ирина Серпова. - Состояние парка сильно ухудшилось. Если раньше троллейбусы ремонтировались в ночь, то есть пригоняешь машину с поломкой и на утро она уже отремонтирована, то теперь этого нет.

Что касается сломанных «московских» троллейбусов Халилов на встрече с водителями упрекнул подчиненных в том, что они сами в этом виноваты. Они якобы 3 года тому назад устроили настоящий тихий саботаж и отказывались садиться за руль этих машин под предлогом, что «их невозможно запустить». Вплоть до того, что срывали выход в рейс. Хотя 14-15 троллейбусов из 20-ти изначально были полностью работоспособны и на них можно было ездить. Но водители с этим обвинением категорически не согласились и заявили, что «москвичей» надо было немного «довести до ума», чтобы запустить в работу.

Под конец нервной встречи директор сказал водителям, что в результате жалоб работников могут запретить эксплуатацию троллейбусов, но при этом они же в первую очередь и пострадают:
- Вы добиваетесь, чтобы остановили движение троллейбусов? Да, они у нас далеко не новые. Могут остановить те 14 троллейбусов, которые мы с вами с трудом выпускаем. У нас кто-то не знает, что троллейбусы старые? Давайте всему миру об этом расскажем. Зачем лишний раз об этом напоминать? И что дальше? Лучшее, что мы сможем вам предложить, работу дворников и мойщиков. Даже если движение троллейбусов остановится, предприятие не закроется. Ключевой транспорт у нас - автобусы. И даже не 15-й маршрут, а пригород. О состоянии троллейбусов в министерстве знают. Так что вы белиберду не пишите, а то за вас стыдно становится. Где вы берете эту информацию не знаю. Не позорьте ни себя, ни предприятие.
Фотография

Не троллейбус, а сплошной фольклор

Водители троллейбусов обратились за поддержкой к правозащитнице Наталье Караман. Ей слово:
- Если бы Халилов аргументировал свою позицию и свои подозрения аналитическими выкладками, что водители утаивают выручку, предъявил реальные цифры, и пристыдил бы призвал проштрафившихся, это одно дело. Сказал бы, что такие-то и такие-то получают прекрасную зарплату. Если бы он, как руководитель проводил систематическую воспитательную работу с коллективом, неужели работники бы продолжали воровать, если конечно, там вообще есть факты воровства. Они что, за руку поймали, что кто-то из водителей украл? А вот почему руководитель БЭТа лишает премии подчиненных в размере 50-100%, используя это в качестве дисциплинарного наказания, это большой вопрос. Почему он довел техническое состояние троллейбусов до ручки и что предпринял, чтобы предотвратить патовую ситуацию? Руководитель пытается переложить ответственность на плечи водителей. Более того, начинает мстить тем, кто жалуется. И прокуратора, считаю, не дала оценку действиям Халилова, провела поверхностную проверку. Сейчас я готовлю заявление в Следственный комитет в связи с тем, что водители были допущены к управлению несмотря на то, что 11 троллейбусов не прошли техосмотр. А это подпадает под действие ст. 238 УК РФ - выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Водители работают под линией напряжением 600 вольт, подвергая опасности не только себя, но и пассажиров.

Автор: Андрей Будякин
4
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА
26.07.2024 14:24 | 168 | 1erid:2VfnxwBLJcQ
Реклама ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"

На экраны выйдет драмеди “Между нами химия“