Поделиться:


Авторизация:


Успешно добавлено

Продолжить
Произошла ошибка:

Проверочный код не верный или не найден идентификатор объявления
Повторить
Добавить ссылку на фото:

Добавить
Письмо редактору:




Отправить
Поиск:

Искать
Поиск в архивах:

Укажите дату:
50 световых лет. История возведения Саратовской ГЭС. Глава IV. Первое рабочее колесо

50 световых лет. История возведения Саратовской ГЭС. Глава IV. Первое рабочее колесо


30 июня 2017 г. 14:44

Ровно 50 лет назад, 30 июня 1967 года, в городе Балакове отмечали важное событие: на Саратовской ГЭС было опущено в шахту турбины первое рабочее колесо.
Очевидец событий инженер Алексей Кропотин написал в своем дневнике: «В машинном зале ГЭС сотни людей.


Гигантский 360-тонный кран подхватил могучее рабочее колесо первой турбины. Оно медленно поплыло над головами строителей и опустилось в шахту турбины. С этого дня начался большой монтаж сразу четырех гидроагрегатов.».

Фотография


Фото: митинг к монтажу первого рабочего колеса

А вот что по этому поводу писала местная газета «Строитель коммунизма» №53 от 5 июля 1967 г.:
Есть первое рабочее колесо
30 июля в шахту турбины агрегата № 5 опущено первое рабочее колесо. Это славная победа гидростроителей Саратовской ГЭС. Ее обеспечили коллективы СУ-1 (прим.: возводило левобережную пусковую часть здания ГЭС), СУ-9 (прим.: изготавливало и монтировало крупногабаритный сборный железобетон), СУ-4. работники промбазы Саратовгэсстроя и монтажники участков треста «Спецгидроэнергомонтаж» и «Гидромонтаж».
К исходу первой смены монтажники бригады Г. Коробца, прораб В. Филатов еще раз проверяют оснастку крепления турбины к такелажным механизмам крана. Машинист т. Черныховский делает первый пробный подъем турбины. К втулке крепится обтекатель. На нем надпись: «Даешь четыре агрегата к 1967 году!»
И вот подается сигнал подготовки к подъему. Заработал мотор 360-тонного крана-великана. Над машинным залом ГЭС, как вертолет, поднимается огромная махина – рабочее колесо первой турбины ГЭС. Оно плавно подается к своему месту и, наконец, нависает над шахтой.
Этого радостного момента с нетерпением ожидали тысячи гидростроителей и трудящихся. И он наступил. Ему посвящается митинг. На трибуне руководители строительства, передовики производства. Гидростроителей горячо поздравляют секретарь парткома Саратовгэсстроя тов. Дегтев, начальник строительства Иванцов, секретарь горкома КПСС Александров.
На митинге выступили бригадиры монтажников - товарищи. Коробец и Деркач, инженер СУ-9 Бушуев, мастер СУ-7 Тимошенко, секретарь комсомольской организации участка «Гидромонтаж» Фрейдлин, начальник участка № 1 УМСР Мошкин и другие. От имени своих коллективов они заявили, что все подготовительные работы и монтаж пусковых агрегатов пускового года будут проведены в срок.
У микрофона шеф монтажников – заместитель главного инженера Саратовгэсстроя Баранов. Раздается команда: «Начать установку рабочего колеса». Под громкие аплодисменты присутствующих колесо-гигант медленно опускается вниз. И вот оно – на проектной отметке.»

Фотография


Фото: монтаж первого рабочего колеса гидротурбины

«Первые герои монтажа оборудования СарГЭС» - это высшее звание получили наши монтажники: Тихашков Алексей Михайлович – высококлассный турбинист, Витальев Виктор Александрович – выдающийся бригадир-монтажник, Никифоров Иван Васильевич – один из ведущих специалистов и организаторов производства монтажных работ. Все они почетные монтажники треста «Спецгидроэнергомонтаж».
Яков Ковалев, начальник участка треста «Спецгидроэнергомантаж», руководивший монтажом гидросилового оборудования Саратовской ГЭС вспоминает в своей книге «Саратовская ГЭС: гармония эксперимента и мастерства»:

Фотография


Фото: Яков Ковалев

«Саратовскую ГЭС неспроста называют великой стройкой. По количеству гидроагрегатов она самая многоагрегатная: здесь всего 24 гидроагрегата разных заводов-изготовителей, поставщиков и разных конструкций. Агрегаты каждый по-своему уникальны: вертикальные классические турбина диаметром рабочего поворотно-лопастного колеса 10,3 метра при мощности 60 МВт – масштабнейшие габариты при таких мощностях! А гидрогенераторы – колоссы: диаметр ротора – 16 метров, вес – 600 тонн. С такими агрегатами всем работы хватало: и инженерам, и рабочим. Вообще же Саратовская гидроэлектростанция, уникальная, стала школой для очень многих специалистов рабочих профессий. Ну, а если идет речь об инженерных профессиях, то такая стройка, как СарГЭС, - это Академия! И она стала академией для многих видных энергетиков Советского Союза. Однако в период начала интенсивной сборки крупных элементов турбин монтажные площадки серьезно заинтересовали не только наших отечественных специалистов, на Саратовскую ГЭС зачастили и друзья из Вьетнама, Румынии, Югославии. Никто не скрывал от них наших технологических новшеств, особенно с укрупнением, в то время как-то о патентах не думали. И так получилось, что, все разузнав, специалисты-визитеры (особенно из Румынского «Джердапа») быстренько переняли наши приспособления, малую механизацию и такелаж.»

Фотография


Фото: первый пусковой седьмой жемчужины

По мнению гидростроителей, установка рабочего колеса в шахту гидроагрегата (шахту еще называют кратером, как у вулкана; и если судить по размерам, то сопоставление вполне справедливо)- это первый важный этап в монтаже. Далее по значимости и хронологии идут: установка статора генератора, опускание в шахту ротора, пуск гидроагрегата на холостой ход и постановка его под постоянную нагрузку. Все эти этапы в далеком предпусковом 1967 году были еще впереди.




#Балаково, #Актуально, #Статьи
Автор: Редакция сайта | Рубрика: Саратовская ГЭС
КОММЕНТАРИИ
Комментариев пока нет. Будьте первым!
ВАШ КОММЕНТАРИЙ:
Анонимным пользователям недоступны дополнительные функции, авторизуйтесь на сайте и используйте дополнительные функции.
Размещая комментарии соблюдайте правила сайта.

аватар Гость

Осталось знаков: 1000


Отправить
РЕКОМЕНДУЕМ
ВИДЕОАрхив
МЫ В СОЦ. СЕТЯХ