АРХИВ:

50 световых лет. Уникальные кадры кинохроники. Покорение великой реки

08.11.2017 10:05 | 2490#
50 световых лет. Уникальные кадры кинохроники. Покорение великой реки

Мы продолжаем публиковать редкие кадры строительства Саратовской ГЭС. Конечно, самые зрелищные из них - те, что посвящены затоплению рукотворного котлована Саратовской ГЭС и перекрытию Волги под Балаковом.

По тем временам - 1967-й год - это стало настолько эпохальным событием, что в честь него эти дни были объявлены выходными в Балакове. И тысячи балаковцев, а также гостей из других городов и регионов пришли посмотреть, как человеку покоряется великая река.

Фотография

Котлован перед затоплением.

Из газеты «Строитель коммунизма», № 84-85, 17 октября:
Большой праздник большой семьи
У этого события в послереволюционном Балакове нет прецедента. Да из истории всего Поволжья можно привести лишь шесть таких случаев. 14 октября, покоряясь воле балаковских гидростроителей, великая Волга пошла по своему руслу, затопив котлован Саратовской ГЭС.
Около 40 тысяч балаковцев и их гостей из Москвы, Саратова, Волгограда, Тольятти, Вольска, Хвалынска и других городов страны были очевидцами этого волнующего события. Оно вылилось в большой, светлый праздник, отмеченный одной дружной семьей под лучами яркого октябрьского солнца.
В пятницу, 13 октября, Государственная комиссия разрешила закачку воды с нижнего бьефа. В 5 часов 45 минут по водоводу земснаряд «Гидротехник» мощным потоком, который упал на 19-ю секцию, возвестил о начале затопления.
Сплошной массив людей заполнил левобережную площадку и защитную дамбу с верхнего бьефа. Трибуна в кумаче лозунгов, транспарантов, трудовых рапортов подразделений.
Начальник главка Николай Алексеевич Лопатин, обращаясь к героям дня, сказал:
- От имени Министерства и Главка разрешите от всей души поздравить строителей, монтажников, проектировщиков и инженерно-технических работников с успешным завершением основных гидротехнических работ по Саратовской ГЭС и затоплением котлована. Это замечательный подарок Родине в канун 50-летия Советской власти. Действительно выполнена огромная работа. Было много споров и трудностей по финансированию стройки, по конструкциям, по способам возведения сооружений. Глядя на красавицу-гидростанцию, можно утверждать, что споры породили прекрасное сооружение, которое века будет работать на коммунизм.
Митинг окончен. Начальник строительства сообщает, что о часе взрыва будет объявлено дополнительно. Быстро трибуна превращается в импровизированную сцену. С нее звучат стихи и песни участников художественной самодеятельности.
Десятки тысяч людей с нетерпением ждут решающего часа. И вот в небо летят ракеты. В два часа 55 минут прозвучал символический взрыв, затем бульдозеры срезают последние метры верховой перемычки. Река небольшим потоком по специально проложенному каналу спешит вперед. С минуты на минуту он нарастает, расширяя проран. Расправляя свои «плечи», поток вспененными бурунами сметает все на своем пути. Вот упала оставленная у прорези опора. Сплошной вал воды уже бушует на пороге бывшей перемычки. Десятки минут, и он заливает понур, бычки, водоводы и, усмиренный, скатывается на водобой рисбермы. Здравствуй, Волга!
Таким же потоком спешили на площадку нижнего бьефа тысячи восхищенных зрителей. Изумленные тем, что свершилось на их глазах, они смотрели на подымающееся зеркало воды у ГЭС, которое сравнялось в 5 часов дня с уровнем реки. По воле виновников торжества Волга вступила в свои новые владения. Добро пожаловать!
Ю. Зубов.

Кадры кинохроники. Затопление котлована Саратовской ГЭС, 1967 г.

Перекрытие Волги состоялось спустя 2 недели, 2 ноября. Для горожан этот день был объявлен выходным, были организованы автобусные рейсы на пристань, а оттуда теплоходы и пароход "Фурманов" доставляли всех желающих на правый берег Волги: оттуда, с горной террасы, с естественной трибуны, как ее назвали журналисты, процесс перекрытия русла реки был виден особенно хорошо.
Фотография

Наводка моста и закрытие прорана на Волге привлекли к себе внимание центральных и местных газет, всесоюзного и областного радио и телевидения. «Правда», «Известия» и другие центральные газеты подробно рассказали читателям о покорении Волги у Балакова. В числе главнейших новостей о перекрытии прорана сообщило Всесоюзное и областное радио.
Редакция газеты "Строитель коммунизма" подготовила экстренный выпуск "Молнии", посвященный этому событию.
Фотография

МОЛНИЯ.
Волга покорилась богатырям: проран русловой плотины перекрыт! Подвиг автомобилистов, механизаторов, речников, деревообделочников венчает многолетний труд всего коллектива стройки!
В 10 часов 30 минут начальник строительства Николай Максимович Иванцов дает команду начать штурм Волги. И мощный комплекс современной техники обрушил на реку с моста первые тетраэдры. Украшенные флагами, транспарантами «Слава КПСС!», «Мы покорим тебя, Волга!» на мост въезжают мощные КРАЗы. Первыми с левого берега это почетное право завоевали лучшие водители АТК-2 тт. Черкасов, Харин, Иванов, Синяков, Антропов и другие.
С правого берега первыми сбрасывают 10-тонные громады водители комсомольско-молодежного экипажа тт. Скиба, Задоркин и Мусафиров.
Четко работают крановщики «ДЭКов». Десять человек на правом берегу и 8 на левом. Разгорелось соревнование. «Проиграла» река, а победители – тт. Седун, Грошев, Наследсков, Суслов, Егоров, Чушкин, Дудинов, Константинов и Мезин. В этом достижении есть вклад тт. Карпова, Кабаргина, Тихонова, Орлова, Еронтаева, Грязнова и других строповщиков.
На левом берегу счет тоже шел на секунды. Крановщики тт. Знамцев, Дончак, Ганин, Богдашов, Балахонский, Касатов, Порубай и Михайлов быстрой погрузкой тетраэдров создали непрерывный поток.
На мосту все шло по четкому плану. Взмах красного флажка – и фонтан брызг салютует героям. Волга бурлит, ее скорость нарастает. Но 8-метровая глубина с каждым часом уменьшается. В полдень в зоне 4 секции первый тетраэдр во всю высь устойчиво обосновался над отступающей рекой. Начальник перекрытия тов. Болдырев, начальник моста тов. Мошкин, прорабы и мастера тт. Краснопольский, Свечников, Лехтман, Мосолов направляют КРАЗы на заданные маршруты. Дружный отряд регулировщиков умело дирижирует отрядом машин. На нижнем бьефе моста вахту перекрытия четко несли тт. Купрюшин, Калинина, Рубцов, Ганин, Поичев, Захаров и Козлова. На верхнем бьефе регулировали движение лучшие представители АТК-2 тт. Загородний, Романов, Чистик, Чамов, Анфимов и другие.
Гряда тетраэдров пересекла проран. Для кальматации используется горная масса. Ее грузят лучшие экскаваторщики тт. Поляков, Замана, Меньшиков, Долженков, Шельменков, Кочнев, Гаврилов, Виктор Калмыков.
И вот перед натиском людей Волга отступила. Проран в 17 часов перекрыт. Всего операция продолжалась 12 часов 30 минут вместо 36 часов по графику.
В бой вступили гидромеханизаторы. Они дали слово намыть в тело плотины 1200 тысяч кубометров грунта за 160 часов.

Кадры кинохроники. Перекрытие Волги 2 ноября 1967 г.

Автор: Редакция
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА