АРХИВ:

Пятерки есть, и это радует. Как Тотальный диктант не дает отставать нам от жизни. Фото. Видео

17.04.2018 13:12 | 3274#
Пятерки есть, и это радует. Как Тотальный диктант не дает отставать нам от жизни. Фото. Видео

Интересно, кому-нибудь из вас приходила в голову мысль - взять и проверить свои знания русского языка. Справишься ли, сдюжишь, не опростоволосишься? Чтобы это понять, в минувшую субботу наши земляки, как и весь русскоязычный мир, писали «Тотальный диктант».

«Тотальный диктант» – это ежегодная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих, одно из немногих начинаний, не заимствованных ни с запада, ни с советских времен. В городе Балаково эта акция проводилась в третий раз. Филиал РАНХиГС в этом году радушно приветствовал в своих стенах 123 человека, именно столько балаковцев не побоялись прийти и показать свои знания пунктуации, орфографии и, ни побоюсь этого слова, синтаксиса.

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография


Для сравнения, в этом году пришло примерно столько же претендентов на звание Знаек, как и в прошлом, а в первый год проведения акции – 2016-й, было зарегистрировано менее ста человек.
- Очень приятно видеть знакомые лица среди участников. Некоторые дети и даже пенсионеры приходят к нам третий год подряд, - поделилась один из организаторов акции Наталья Павлова.



Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография


Кстати, результаты тотального диктанта уже доступны в сети. Балаково, как и ряд других городов, опубликовали их в числе первых: 33 учителя русского языка города Балаково за сутки после диктанта - еще в минувшее воскресенье все проверили, но секрета, КАК ИМЕННО балаковцы написали этот диктант, они не раскрыли. «Все строго конфиденциально», - вторили, как один, они мне, добавив в конце лишь одно: «Пятерки есть и это радует».

Фотография

Фотография


При этом проверка работ проходит в строжайших условиях. Ну как, строжайших… Просто все работы проверяются по 2 раза, а «отличные» работы, вообще все 3 раза, плюс главный филолог ставит еще свою визу.
Главный филолог – человек, который принимает участие во всех этапах диктанта: подготовке, чтении, проверке, ко всему прочему она решает все спорные вопросы.
Мне посчастливилось познакомиться с этой невероятно улыбчивой, доброй и очень умной женщиной. Лидия Павловна Толкачева - учитель русского языка и литературы в гимназии №2, еще до начала диктанта ввела меня в курс дела, все доходчиво объяснила и поделилась своими впечатлениями.
- Тотальный диктант у нас проводится третий раз, ни одного из них я еще не пропустила, ведь я - человек с большим энтузиазмом, мне все это интересно (смеется она, - ред.). Приходят на Тотальный диктант по желанию, для того, чтобы проверить свою грамотность, наверное, чтобы не отстать от жизни, потому что на диктанте обычно дается новое литературное произведение, которое еще не вышло в свет. В этом году это будет текст Гузель Яхиной. Текст интересный, состоит из трех частей. Рассказывает он об учителе словесности немцев Поволжья, - рассказала Лидия Толкачева.

Лидия Павловна уверена: в этом году участникам попался текст несколько легче, чем в предыдущем.
- Обычно ошибаются в знаках препинания. Ведь, как говорят, если человек правильно поставил знаки препинания – он грамотный человек. По прошлому году в основном грамотно писали, довольно много было хороших работ, были и отличные, ну, а в этом году посмотрим, - подытожила главный филолог.



Конечно, все это звучит довольно интересно, но еще интереснее попробовать это дело на себе. Вот лично я, услышав текст, немножечко занервничала, было пару словечек, в написании которых я сомневалась:
- "струганых", там одна или 2 Н, а вдруг две?
- "чересчур большая и плохо проваренная клёцка", - все тут просто, но были времена, когда я неправильно писала первое слово, аж до сих пор стыдно...

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография


Перед тем как писать сам диктант всем собравшимся показывали видео, в которых рассказывалась история акции, были и минутки юмора, а также авторское прочтение текста, ну как без него?
Весь юмор заключался в выпуске "Хобостей". Ведущий, к примеру, заявил, что в нашем Парламенте не утихают страсти вокруг "Тотального диктанта", группа инициативных депутатов выступает с предложением запретить писать диктант на двойки. Далее на экране появляется, якобы, этот депутат, который заявляет:
"Двойка - это же цифра, не надо путать буквы и цифры! И вообще, диктовать диктант - это же тавтология. Это мы тоже предлагаем запретить!"
Но ведущий тут же поспешил нам разъяснить, что недовольство депутата было вызвано тем, что он 14 раз написал диктант на двойку (в этот момент все громко захохотали, - ред.), а это и правда может вывести из себя даже самого сдержанного человека.
Посмотрите сами "Хобости", я думаю, вас это тоже рассмешит.



Совсем забыла! Диктаторами (это те люди, кто читает текст Тотального диктанта на площадке) в этом году выступили 4 человека:
- Баженов Олег Владимирович - начальник управления по информационной политике Балаковского филиала АО «Апатит»,
- Преображенская Наталья Валентиновна - главный редактор радиоканала «Юмор FM», «Экспресс»,
- Шапкина Оксана Николаевна - ведущий специалист отдела информационной политики Балаковского филиала АО «Апатит»,
- Толкачева Лидия Павловна - филолог, учитель.
От этих людей тоже много зависит на диктанте. Где-то интонацией на что-то укажут, а если повезет, еще и подмигнут, (ну вы меня понимаете).



Если вам интересно, кто и как попадает на Тотальный диктант, какие оценки балаковцы получали в предыдущие года, готовились ли они, то вам следует посмотреть следующую подборку видео.







И вот этим я тоже не могла не поделиться с вами! Тотальный диктант не только помогает проверить грамотность, но и делает людей счастливее, помогает рассказать о своих чувствах… В этом году, один из участников вот так написал диктант:

Фотография


Эту фотографию организаторы выложили в официальной группе «Тотального диктанта», оставив такой комментарий «За такую работу мы не можем поставить пятёрку. Но очень хочется!». Ох, и немало лайков собрала эта запись!


Наша справка
В начале 2000‑х годов студенческий клуб «Глум-клуб» гуманитарного факультета НГУ, возглавляемый президентом клуба — выпускницей НГУ Екатериной Косых, предложил идею организации массового диктанта. Первый диктант прошёл в стенах НГУ 11 марта 2004 года.

Первые 6 диктантов писали в Новосибирске в стенах НГУ, тексты заимствовали из произведений русской классики. Затем мобильный интернет стал общедоступным, и стало понятно, что любой текст классики можно найти в Интернете и списать прямо на диктанте. Что такое возможно, организаторы поняли, когда в одной из работ, претендовавших на пятерку, обнаружили лишние предложения — которые были в тексте произведения, но при этом их не было в предложенном участникам тексте диктанта. Возникла необходимость создавать уникальные тексты, которые бы не публиковались в сети до момента проведения Тотального диктанта. Автором первого текста, написанного специально для ТД, стал писатель-фантаст Борис Стругацкий. В 2016 году принять участие в тотальной проверке грамотности и написать диктант впервые смогли даже на борту авиалайнера. Ручки и бумага были предложены пассажирам воздушного судна, совершающего перелёт по маршруту Новосибирск — Москва. К акции присоединились и на море: экипажи всемирно известного «Крузенштерна» и фрегата «Паллада».

Предлагаю пройти пробный диктант, так сказать, на дому. Прочтите этот текст своим домашним, а потом сверьте их варианты с авторским, обращая внимание как на орфографию, так и на знаки препинания.
А уже через год милости прошу на настоящий Тотальный диктант!

Часть 1. Утро

Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир. Тихие нестройные звуки текущей где-то вокруг него и поверх него чужой жизни успокаивали. Гуляли по крышам ветры – зимой тяжелые, густо замеша/енные со снегом и ледяной крупой, весной упругие, дышащие влагой и небесным электричеством, летом вялые, сухие, вперемешку с пылью и легким ковыльным семенем. Лаяли собаки, приветствуя вышедших на крыльцо сонных хозяев, и басовито ревел скот на пути к водопою. Мир дышал, трещал, свистел, мычал, стучал копытами, звенел и пел на разные голоса.

Звуки же собственной жизни были столь скудны и вопиюще незначительны, что Бах разучился их слышать: вычленял в общем звуковом потоке и пропускал мимо ушей. Дребезжало под порывами ветра стекло единственного в комнате окна, потрескивал давно не чищенный дымоход, изредка посвистывала откуда-то из-под печи седая мышь. Вот, пожалуй, и все. Слушать большую жизнь было не в пример интереснее. Иногда, заслушавшись, Бах даже забывал, что он и сам часть этого мира, что и он мог бы, выйдя на крыльцо, присоединиться к многоголосью: спеть что-нибудь задорное, или громко хлопнуть дверью, или, на худой конец, просто чихнуть. Но Бах предпочитал слушать.

В шесть утра, тщательно одетый и причесанный, он уже стоял у пришкольной колокольни с карманными часами в руках. Дождавшись, когда обе стрелки сольются в единую линию (часовая на шести, минутная на двенадцати), что есть силы дергал за веревку – и бронзовый колокол гулко отзывался. За многие годы упражнений Бах достиг в этом деле такого мастерства, что звук удара раздавался ровно в тот момент, когда минутная стрелка касалась циферблатного зенита, и ни секундой позже. Мгновение спустя каждый в деревне поворачивался на звук и шептал короткую молитву. Наступал новый день…

Часть 2. День

…За годы учительства, каждый из которых напоминал предыдущий и ничем особенным не выделялся, Якоб Иванович настолько привык произносить одни и те же слова и зачитывать одни и те же задачки, что научился при этом мысленно раздваиваться внутри своего тела: язык его бормотал текст очередного грамматического правила, рука зажатой в ней линейкой вяло шлепала по затылку чересчур говорливого ученика, ноги степенно несли тело по классу ‒ от кафедры к задней стене, затем обратно, туда-сюда. А мысль дремала, убаюканная его же собственным голосом и мерным покачиванием головы в такт неспешным шагам.

Немецкая речь была единственным предметом, во время которого мысль Баха обретала былую свежесть и бодрость. Начинали урок с устных упражнений. Ученикам предлагалось рассказать что-либо, Бах слушал и переводил: перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы литературного немецкого. Двигались не спеша, предложение за предложением, слово за словом, будто шли куда-то по глубокому снегу – след в след. Копаться с азбукой и чистописанием Якоб Иванович не любил и, разделавшись с разговорами, торопливо стремил урок к поэтической части: стихи лились на юные лохматые головы щедро, как вода из лоханки в банный день.

Любовью к поэзии Баха обожгло еще в юности. Тогда казалось: он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а одними лишь балладами и гимнами. Казалось, ими же сможет накормить и всех вокруг – потому и стал учителем. До сих пор, декламируя на уроке любимые строфы, Бах все еще чувствовал прохладное трепетание восторга в груди. Дети страсти педагога не разделяли: лица их, обычно шаловливые или сосредоточенные, с первыми же звуками стихотворных строк приобретали покорное сомнамбулическое выражение. Немецкий романтизм действовал на класс лучше снотворного. Пожалуй, чтение стихов можно было использовать для успокоения расшалившейся аудитории вместо привычных криков и ударов линейкой…

Часть 3. Вечер

…Бах спускался с крыльца школы и оказывался на площади, у подножия величественной кирхи с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. Шёл мимо аккуратных деревянных домиков с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-жёлтыми наличниками; мимо струганых заборов; мимо перевёрнутых в ожидании паводка лодок; мимо палисадников с рябиновыми кустами. Шёл так стремительно, громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи, что можно было подумать, будто у него десяток безотлагательных дел, которые непременно следует уладить сегодня…

Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез. В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушённый взгляд и, качая головой, бежал дальше. Куда он бежал, Бах и сам не смог бы объяснить.

Надо сказать, была ещё одна причина его торопливости: беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчинённые коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает. Тот же самый язык вдруг начинал отказывать хозяину, когда Бах переходил на диалект в разговорах с односельчанами. Читать наизусть отрывки из «Фауста», к примеру, язык желал; сказать же соседке: «А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!» ‒ не желал никак, прилипал к нёбу и мешался меж зубов, как чересчур большая и плохо проваренная клёцка. Баху казалось, что с годами заикание усиливается, но проверить это было затруднительно: беседовал с людьми он всё реже и реже… Так текла жизнь, в которой было всё, кроме самой жизни, ‒ спокойная, полная грошовых радостей и мизерных тревог, некоторым образом даже счастливая.

Автор: Оливия АРТ
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА
19.04.2024 9:39 | 259 | 2

Приглашаем на работу