АРХИВ:

От таких масштабов просто дух захватывало!

18.09.2018 10:05 | 1881#
От таких масштабов просто дух захватывало!

Торжественное открытие памятной доски Николаю Стряпчеву (см. фоторепортаж) стало, пожалуй, единственным заметным событием, которое напомнило горожанам о Дне строителя. А ведь когда-то этот праздник отмечался в Балакове с размахом.

Так уж случилось, что в городе пяти Всесоюзных ударных строек, городе прославленных строителей, не осталось ни одной крупной строительной организации. А значит, и хранить память о героическом труде десятков и сотен людей, которые своими руками созидали промышленные предприятия, жилые кварталы, школы и больницы, сегодня, увы, некому. Об этом мы беседуем с Николаем Михайловичем МАШТАКОВЫМ, одним из немногих живых свидетелей и участников грандиозной стройки, развернувшейся здесь в 60-80-х годах прошлого века.

ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ НЕ ЗНАЛИ…
Николай Михайлович прошел путь от простого рабочего до начальника строительного треста, он бок о бок работал с такими известными людьми, как Николай Максимович Иванцов, Иван Петрович Кузнецов, Виктор Николаевич Хохлов, Александр Иванович Максаков.
– История строительства начинается в 1956 году, со строительного управления – подразделения «Куйбышевгидрострой», возглавлял который Звенигородский, – вспоминает Николай Михайлович. – Потом, в 1959 году, был создан самостоятельный строительный трест «Саратовгэсстрой», который подчинялся Главгидроэнергострою. Начальником сначала был назначен Иван Семенович Киташов, а главным инженером Василий Васильевич Орлов. А уже позже пришел Николай Максимович Иванцов, который и довел строительство ГЭС до самого конца.
Именно с приходом Иванцова началось в 1961 году прерванное строительство Саратовской ГЭС. Николай Максимович разработал и применил здесь на практике уникальный метод блочного строительства. Тело гидростанции собиралось из гигантских 200-тонных блоков. При строительстве было использовано около 5 тыс. таких блоков. И отливались они тут же, на 3-м заводе ЖБИ. Благодаря проекту Иванцова, ГЭС ввели в строй на целый год раньше и сэкономили сотни миллионов рублей.
Наш собеседник вспоминает, что работы шли в три смены и не останавливались ни на минуту. Ни на минуту – это не образное выражение, это в буквальном смысле слова.
– Не останавливались даже зимой, в 40-градусный мороз, для этого ставили специальные мощные обогреватели. Ни о каких выходных и праздниках не было и речи. Даже рабочие планерки, а они проводились ежедневно, начинались после 22 вечера и затягивались порой до полуночи. Николай Максимович проводил их всегда лично. Человек удивительной работоспособности, он был очень требовательным и к себе, и к подчиненным, порой даже жестким, – говорит Николай Михайлович.
Слушая этого убеленного сединами человека, порой даже не верилось, что можно было так самоотверженно, отодвинув куда-то далеко на задний план личную жизнь, работать сутками напролет. Но он ни о чем не жалеет. И с упоением рассказывает о тех людях, с которыми ему довелось создавать всю эту мощь и силу, всю эту красоту, которая и по сей день служит нам верой и правдой.
Один только список тех, с кем нашему собеседнику довелось работать, займет, наверное, не меньше двух страниц печатного текста. Перечислить их всех нереально. Назовем лишь немногих руководителей стройуправлений, главных инженеров, директоров стройкомбинатов: Сергей Константинович Юсов, Валентин Егорович Кулагин, Алексей Константинович Юшутин, Петр Константинович Ванеев, Виктор Иванович Беликов, Иван Васильевич Жуков и многие другие. Это были люди не из робкого десятка. Именно они создали образ того самого города, в котором мы живем.

ДОМА СДАВАЛИ ЗА ТРИ МЕСЯЦА!
19-летний Николай Маштаков приехал в Балаково в июне 1960 г. по распределению. Первые месяцы выпускник Марксовского техучилища жил в палатке. Только 1 ноября их переселили в новое, наспех построенное трехэтажное общежитие на ул. Академика Жука, 28. Начинал электромонтажником в энергоучастке Саратовгэсстроя. Там получил свою первую зарплату – 1800 руб. Отслужил срочную в армии, вернулся. Без отрыва от производства закончил Саратовский политехнический институт и молодым инженером окунулся в круговерть масштабного строительства. Ступенька за ступенькой прошел строительные управления, завод ЖБК, производственный отдел управления строительства «Саратовгэсстрой». И в конце концов дорос до начальника управления общестроительных работ «Жилстрой».
– Специалистов на стройке не хватало. Многие прославленные бригадиры, например Юхнов, который получил орден Ленина за строительство химкомбината, набирались опыта и учились прямо здесь. Выросла целая плеяда бригадиров, на которых и держалась стройка. Среди всех «бригад-миллионников» особо хочется сказать о бригаде Михаила Евдокимовича Карташова. Почти все девятиэтажки как раз монтировали эти 53 человека. «Миллионниками» мы называли бригады, которые за год строили домов более чем на миллион рублей. Так вот, карташовцы за год выполняли строительно-монтажные работы на сумму более 10 млн руб! И тут надо отдать должное Аркадию Константиновичу Ислентьеву, который с 1981 года стал начальником управления «Жилстрой». Монтаж домов с колес – это его заслуга. В сентябре мы начинали бить сваи, а уже к Новому году сдавали шестиподъездный дом на 214 квартир под ключ! Настолько все было отлажено.
Об Ислентьеве, с которым Николаю Михайловичу пришлось работать в самом тесном контакте, у нашего собеседника самые теплые воспоминания. Аркадий Константинович был не просто талантливым инженером-строителем, но и блестящим руководителем. Под его началом работало около тысячи человек. За 8 лет его руководства Жилстроем Балаково буквально преображается, вырастают целые новые кварталы. А с 1988 года Ислентьев становится гендиректором предприятия «Мозаика», которое строило 6 заводов, выпускало продукцию по контрактам с европейскими партнерами.

ЭТО СУДЬБА
Так уж сложилась судьба Николая Михайловича, что он был участником всех 5 ударных строек. Начинал на ГЭС и строительстве шлюзов, поднимал корпуса РТИ, участвовал в строительстве более 500 тыс.кв. метров жилья, школ, детских садов, поликлиник, кинотеатра «Мир», гостиницы «Салют», здания районной администрации, профилакториев. А в 1972 году, когда в Заволжье развернулось масштабное строительство оросительных систем, его назначают начальником строительного управления «Балакововодстрой». 6 лет Николай Михайлович проработал в этом тресте главным инженером и 18 лет управляющим. Балакововодстрой работал в Перелюбском, Ивантеевском, Пугачевском, Балаковском, Вольском, Духовницком районах. Из 500 тыс. га введенных в оборот орошаемых в области земель треть приходится на долю треста. Построено 5 заводов, 3 рыбоводных пруда. Но пришли лихие 90-е годы. Хронические неплатежи заказчиков, экономическая нестабильность заставили Николая Михайловича перестраиваться на новый, рыночный механизм отношений.
И что вы думаете? Ему это удалось. Именно этот трест первым в Балакове и третьим в области провел приватизацию, создав закрытое акционерное общество, и успешно проработал еще 10 лет.
За плечами у ветерана-строителя 15 лет работы в Саратовгэсстрое и 25 лет в Балакововодстрое. Он всю свою жизнь отдал этому городу. Сросся с ним душой и сердцем. Здесь же повстречал и свою вторую половинку.
Нина Семёновна приехала сюда по комсомольской путевке, работала бригадиром на строительстве химкомбината, крановщицей, мастером на ЖБК, закончила строительный институт и вплоть до самой пенсии проработала в управлении «Саратовгэсстрой».

УХОДИТЬ ИЗ ПРОФЕССИИ НЕ ЗАХОТЕЛ
– Николай Михайлович, а были такие моменты в жизни, когда приходилось идти на сделки с совестью? – спрашиваю ветерана. – Когда нужно было идти против воли руководителей?
– Меня на три года направили в Пугачев для того, чтобы там закончить строительство завода ЖБИ, вытянуть строительство водозаборной станции и очистных сооружений, решить вопрос с газо- и электроснабжением. С этой задачей я справился. Тогда первый секретарь обкома партии Владимир Кузьмич Гусев стал сватать меня на работу в партийный аппарат. Он хотел назначить меня первым секретарем горкома Пугачева. И была дана команда меня в Балаково не отпускать. Собралось партбюро, и меня поставили перед выбором: или я остаюсь в Пугачеве, или получаю выговор с занесением. Но я не хотел порывать с любимой работой, с городом, который стал для меня уже родным. Конечно, я отказался. И тогда мне вынесли выговор, хотя буквально за неделю перед этим вручили грамоту от министра Водхоза СССР за успешную работу. Правда, этот выговор с меня со временем сняли, когда я вернулся на работу в трест. Я не в обиде на Гусева. Кстати, недавно он прислал мне свои мемуары.
…В рабочем кабинете Николая Михайловича, который весь от пола и до потолка заставлен книгами, действительно есть мемуары и Владимира Гусева, и Константина Муренина, и многие другие книги по истории «золотого века» грандиозной стройки. Стройки, масштабы которой даже сегодня, в век высоких цифровых технологий, кажутся фантастическими. И хотя большинства строителей сегодня уже нет в живых, плоды их труда еще долгие десятилетия будут украшать наш город и наш край. Низкий поклон вам, уважаемые ветераны.

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Фотография

Вот что сказал почетный гражданин БМР, бывший первый секретарь Балаковского горкома КПСС Л.К. Юрьев, работавший со Стряпчевым много лет:

Автор: Суть № 34. Андрей БУДЯКИН
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
25.04.2024 11:19 | 327 | 3

Наша Даша - в Зените!

НОВОСТИ ВЧЕРА