АРХИВ:

Комсомольцы Перегудов и Турков. Инженерные гении и страдальцы страны Советов

16.10.2018 13:10 | 2255#
Комсомольцы Перегудов и Турков. Инженерные гении и страдальцы страны Советов

Комсомол, несмотря на всю свою крайнюю забюрократизированность и политизированность, в 1920-е годы стал мощным социальным лифтом, поднимавшим одаренную молодежь глубинки к высотам раскрытия ее творческих способностей.

Таков уж был «дуализм» советского режима – одних он, благодаря талантам, возвеличивал и превращал в интеллектуальную элиту общества (не путать с нынешней политической «элитой»), позволяя применять свои таланты во славу Отечества и щедро за это вознаграждая, других, не менее талантливых, наоборот, ниспровергал и даже уничтожал с маниакальной настойчивостью.

В полной мере это относится и к судьбам широко известного выходца из Балакова Героя Социалистического Труда Владимира Перегудова и его друга Сергея Туркова, известного, к сожалению, не столь широко. Оба по комсомольским путевкам были в 1921 году направлены служить в Рабоче-Крестьянский Красный Флот и стали курсантами Военно-морского инженерного училища в Петрограде. Оба выказали недюжинные конструкторские способности и были направлены в начале 1930-х годов в спецкомандировку в Германию, где изучали немецкие достижения в области подводного кораблестроения. Итогом этого стал запуск в серию разработанных (точнее, доработанных применительно к условиям советских заводов) под руководством Туркова (главный конструктор) и Перегудова (его помощник по кораблестроительной части) лучших в ВМФ СССР того времени средних советских субмарин типа «С» - аналогов немецких.

В середине 1930-х Турков был командирован в Италию как уполномоченный 2-го Главного управления (военное судостроение) Наркомата оборонной промышленности. Почему в Италию? Да потому что тогдашняя – да, муссолиниевская Италия! – в лице своих известных фирм делилась с СССР секретами боевого кораблестроения. Первый крейсер советской постройки «Киров» был создан на основе документации фирмы «Ансальдо», и она же поставила для него энергетическую установку. Кроме того, итальянцы построили на своих верфях знаменитый лидер эсминцев Черноморского флота «Ташкент» (фирма «ОТО») и пару патрульных сторожевиков для морпогранохраны на Тихом океане. Это были отличные корабли, и нужно понимать, что никогда ни дореволюционная Россия, ни СССР, да и Россия нынешняя не могли развиваться, в т.ч. в области военной техники, в глухой изоляции от передовых зарубежных достижений (нормальная для развитых государств практика). Это никоим образом не умаляет инженерного таланта наших выдающихся соотечественников, внедрявших данные технологии на родине.

Разумеется, выполнение советских заказов требовало строгого надзора со стороны советских военно-морских инженеров. Вот чем занимался в Италии Сергей Турков.

Ну, а с точки зрения обладавших умственными потенциями Шарикова и Швондера упырей из НКВД (извините, не могу их охарактеризовать иначе) деятельность Туркова и Перегудова за рубежом образовывала состав целого букета преступлений - «вредительство, шпионаж, участие в антисоветской троцкистской диверсионно-террористической организации». Вождь требовал массовых репрессий, и шариковы со швондерами старались вовсю. Никакие заслуги друзей-балаковцев в области оснащения флота современными кораблями в учет не принимались. Осенью 37-го арестовали и Туркова, и Перегудова. У Владимира Николаевича выбивали показания на Сергея Георгиевича. Не выбили, но Туркова всё равно расстреляли 5 ноября того же года на Донском кладбище в Москве (через 19 лет уничтоженного сталинско-ежовскими чекистами Сергея Туркова реабилитировали).

Фотография

Владимир Перегудов (справа) и Сергей Турков (сидит в центре) во время спецкомандировки в Германии (1934 г.)

Перегудова зверски избивали на допросах, но, к счастью, убить не успели и отпустили – ну, случались чудеса и в застенках НКВД. К тому же кровавая «звезда» Ежова начала помаленьку сползать с советского политического небосклона, и его самого в 39-м арестовали и на следующий год расстреляли. В тюрьме Ежова с упоением лупцевали собственные бывшие подчиненные, сталинскими чекистами оставшиеся, но уже бериевской формации, тоже вполне себе кровавой. Те, кому при сменившем Ежова Берия повезло меньше, отправлялись в расход вслед за Ежовым и его многочисленными жертвами.
Фотография

Воспитанник балаковского комсомола, военинженер 2-го ранга Cергей Турков в застенках НКВД. Фото из базы данных "Мемориала".

Как, безусловно, известно многим читателям этих строк, после войны Перегудов стал главным конструктором первой отечественной атомной подводной лодки - «К-3» проекта 627 «Кит». Впоследствии, кроме тактического обзначения, она получила и имя, вполне для Владимира Николаевича символическое – «Ленинский комсомол».

Ну, а до «Ленинского комсомола» Перегудов занимался проектом 613 – самой многочисленной серией подводных лодок (дизель-электрических) в нашем флоте. С одной из них приключилась неприятная для СССР история. В октябре 1981 года субмарина «С-363» Балтфлота, сбившись с курса, села на мель у берегов Швеции недалеко от военно-морской базы Карлскруна. По некоторым сведениям, на ее борту имелись торпеды в ядерном снаряжении.

В явную насмешку над рутинной главпуровской манерой присваивать подводным лодкам и надводным кораблям наименования «комсомольцев» различного территориального происхождения («Челябинский комсомолец», «Ленинградский комсомолец», «Комсомолец Грузии» и т.п.) субмарине «С-363» флотские острословы дали ироничную кличку «Шведский комсомолец». Международный скандал потом из-за этого «подвига» «Шведского комсомольца» получился весьма шумный. Ну, а потом, в полном соответствии с коммерческими традициями новой России, «Шведский комсомолец» в 1993 году годы продали в Швецию, на потеху туристам. Одно время она экспонировалась в Стокгольме, затем в Норрчёппинге. Видимо, на содержание музейной субмарины у шведов не хватало денег, и в 2007 году ее отправили в Таиланд для тамошней морской выставки. По пути туда, следуя на буксире, «Шведский комсомолец» - даже железо не терпит позора! – затонул.
Фотография

Владимир Перегудов – курсант военно-морского инженерного училища.
Фото любезно предоставлены дочерью В.Н. Перегудова Натальей Владимировной.


#100летКомсомолу

Автор: Константин ЧУПРИН
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
23.04.2024 11:06 | 145 | 0erid:2Vfnxxamtrk
АО "АПАТИТ"

ФосАгро ставит на лыжи

23.04.2024 9:39 | 149 | 3

Приглашаем на работу

НОВОСТИ ВЧЕРА