Наталья Караман раскрыла провальность вывоза мусора спецпредставителю Президента
Правозащитница наталья Караман отправила обстоятельное письмо спецпредставителю Президента страны Сергею Иванову, посвященное проблематике вывоза твердых коммунальных отходов в регионе. Приводим письмо, представляющее общественный интерес, без купюр.
"Уважаемый Сергей Борисович!
Направляю Вам аналитическую записку о переходе на новый порядок обращения с отходами на территории Саратовской области, которой на примере Саратовской области раскрываю провальность реализации института регионального оператора, безосновательность отнесения услуги обращения с ТКО к разряду коммунальной услуги, обоснованность взимания платы с потребителей по обращению с ТКО только за сбор и вывоз и за фактически образованные отходы.
С 1 января 2019 года все субъекты страны должны перейти на новую систему обращения с отходами. В Минприроды заверили, что внимательно следят за тем, чтобы суммы в платежках граждан за все коммунальные услуги в результате «мусорной реформы» не увеличились более чем на 4%. Однако, это не так. На примере Саратовской области можно с полной уверенностью заявлять о провале реализации института регионального оператора в лице АО «Управление отходами», который «зашел» в регион не способным осуществлять деятельность в рамках требований законодательства. Тому свидетельствуют неоднократные представления прокуратуры области.
Для населения видимых признаков появления новой системы нет, кроме как взимание увеличенной платы за вывоз мусора и очень сомнительного соблюдения требований экологического законодательства при захоронении отходов.
Есть тенденция возникновения «мусорных войн» поскольку и стоимость услуги, и отсутствие ее качества предоставления вызывают стойкое недовольство граждан.
Задача к 2024 году построить в России 210 комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) имеет призрачное решение. Возникает масса вопросов к компетенции исполнителей поставленной задачи,
отсутствует система контроля за достоверностью строительства данных объектов, нет обеспечения всестороннего анализа обоснованности затрат регулируемых организаций и недопущения включения в их предельные тарифы экономически необоснованных расходов.
Реализация многих концессионных соглашений коммунального комплекса системы обращения с ТКО сопровождается необоснованными списаниями денежных средств, не достоверными показателями стоимости строительства возведенных объектов, приобретенного оборудования, инветаря, материалов, проведения аукционов на отдельные виды работ и услуг. Так, например, согласно заключению Управления Федерального казначества по Саратовской области от 10.07.2018 ЗАО «Управление отходами» неправомерно произвело оплату невыполненных работ на сумму свыше 333 млн рублей и неправомерно завысило стоимость работ и материалов на сумму 86 млн рублей. Тем самым, действиями ЗАО «Управление отходами» причинен ущерб бюджету Саратовской области на сумму 419 млн рублей. При этом необоснованные затраты включаются в размер тарифа.
Тариф в Саратовской области региональным оператором установлен в размере 120-160 рублей в месяц с человека, в Москве - 90 рублей, Санкт-Петербурге - 85,38 рублей, Иркутске - 87,5 рублей, Краснодаре - 97,32 рублей, Ивановской области - 88 рублей, что явно ниже по отношению к Саратовской области. В сопоставлении с другими видами коммунальных услуг тариф явно завышен. Для сравнения единица коммунальной услуги водоснабжения равна 23,60 руб./м3, водоотведения — 22,13 руб./м3, электроэнергии — 3,41 руб./кВт.час, газа МКД — 8,96 руб./м3, газа в частном секторе — 5,19 руб./м3 и, наконец, капитального ремонта МКД — 6,22 руб./м2, а вот услуга по обращению с ТКО — 586,07 руб./м3. Все ресурсоснабжающие организации также имеют объекты коммунального комплекса и обязанность их содержания. Почему такая разница? Видимо, создание коммунального комплекса системы обращения с ТКО предусматривается только за счет потребителя.
Считаю, что законодатель безосновательно относит услугу обращения с ТКО к разряду коммунальных услуг. Это противоречит основному понятию коммунальные ресурсы. ТКО не является коммунальным ресурсом. Принципиальное отличие заключается в том, что коммунальные ресурсы - это материя (вода, энергия, газ), а коммунальные услуги - деятельность по доставке коммунальных ресурсов по внутридомовым инженерным сетям. Образованные ТКО не являются материей исполнителя услуги, не подвергаются доставке от исполнителя к потребителю, а, наборот, потребитель передает образованные ТКО исполнителю услуги по обращению с ними. Следовательно, отсутствие факта доставки коммунального ресурса потребителю исключает право отнесения такой услуги к разряду коммунальной. Законодатель в нарушение принципов юридического термина неправомерно и безосновательно отнес услугу обращения с ТКО к разряду коммунальной. Явно прослеживается цель создания безапелляционной возможности получения денежных средств напрямую от потребителя к исполнителю услуги, за счет которого и возводятся объекты
коммунального комплекса. Считаю, что услуга по обращению с ТКО для населения является жилищно-бытовой, и в этой части следует внести изменения в законодательные акты в соответствии с соблюдением юридических терминов.
Более того, практика показывает, что плата должна производиться за фактический объем оказанной услуги. Способ расчета объема услуги по нормативу приводит к неосновательному обогащению регионального оператора. Объем потребленной услуги определяется согласно утвержденных нормативов либо образования либо накопления ТКО. Способы измерения фактического объема оказанной услуги по обращению с ТКО каждой категорией потребителей отсутствуют. В этой части следует разработать (установить) средства измерения для ТКО для каждой категории потребителей в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Большие сложности вызывает внедрение новой системы обращения с ТКО для жителей сельской местности, где практически отсутствует системность вывоза ТКО и присутствует элемент хозяйственной рачительности, при котором образуемые отходы практически в полном объеме используются в домашнем хозяйстве и обиходе. Поэтому для сельского населения и частного подворья в городах способ расчета оплаты услуги обращения с ТКО по нормативу накопления неприемлем вообще. Для этой категории потребителей следует вводить плату за оказание услуги только по фактическому образованию ТКО.
Установленные нормативы накопления ТКО по регионам имеют существенные различия показателей нормативов по категориям объектов и потребителей между собой. Применяемые расчетные единицы по категориям потребителей: койко-место, сотрудник, 1 кв.м общей площади, 1 посещение, 1 ребенок,1 учащийся, 1 место, 1 посетитель, 1 машино-место, 1 пассажир не отражают реальной картины образования ТКО каждой категорией объектов, имеющей фактический объем образованных ТКО от осуществляемой деятельности. Поэтому расчет объема услуги по нормативу не может отражать достоверные сведения об объеме фактически образованных ТКО от расчетных единиц объектов по каждой категории потребителей при осуществлении деятельности, т.к. не учитывает все варианты использования объектов. Считаю, что для всех категорий потребителей услуги обращения с ТКО следует рассчитвать плату за фактически образованные ТКО.
Также при анализе ситуации введения новой системы обращения с ТКО следует ометить, что система обработки и размещения твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области, возведенная в рамках концессии, по мощности не может подвергнуть обработке объем отходов согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами. Так, например, созданно два цеха сортировки ТКО мощностью по 150 тыс. тн/год каждый. Согласно территориальной схеме по зоне деятельности филиала АО «Управление отходами» образуется 647,4 тыс. тн/год или 3187,1 тыс.м3/год, т.е. на обработку 347,4 тыс. тн/год созданных мощностей мусоросортировочных
комплексов не хватает. Следовательно, этот объем может подлежать захоронению в нарушение требований экологического законодательства. Полигоны при приемке не обработанных отходов вынуждены будут работать в режиме свалки, что недопустимо. Регоператор в этом случае будет иметь неосновательное обогащение, а в действиях должностных лиц могут усматриваться признаки преступления, предусмотренные ст. 201 УК РФ, злоупотребление полномочиями, 159 УК РФ, мошенничество и 246 УК РФ, нарушение правил охраны окружающей среды. Фактически получается, что необходымых мощностей для обработки отходов нет, а есть одно желание — сбор денежных средств с населения. У регоператора не имеется плана увеличения мощностей.
По состоянию на 2017 год в зоне деятельности регоператора Саратовской области проживает всего 2 009 415 чел., образуется отходов от всех категорий потребителей 647,4 тыс. тн/год или 3 187,1 тыс.м3/год. Тариф услуги обращения с ТКО установлен 586 руб/м3. Объем валовой выручки регоператора исходя из объема образованных ТКО согласно территориальной схеме должен составить 1 868 млн.руб. (586 руб. х 3187,1 тыс. м3/год).
Норматив накопления отходов в год для граждан, проживающих в многоквартирных домах установлен 2,4 м3/чел., для граждан, проживающих в индивидуальных домах 3,0 м3/чел. Среднее значение норматива составляет 2,7 м3/чел., следовательно, объем образованных отходов от физических лиц может составить 2,7 м3 х 2 009 415 чел. = 5 425, 420 тыс. м3, что явно не соответствует указанным сведениям согласно территориальной схеме (3 187,1 тыс.м3/год). Следует учесть, что сведения об объемах образованных отходов учитывают не только категорию физических лиц, но еще хозяйствующих субъектов. Тогда объем валовой выручки по зоне деятельности 1 только от физических лиц должен составить 3 179 296 413 руб./год и это без учета хозяйствующих субъектов. Следует особо обратить внимание на то, что ранее стоимость услуги захоронения отходов в Саратовской области составляла 40 руб./м3. При этом принципиального изменения качественного её оказания для всех категорий потребителей не произошло. Мусор также потребителями сваливается на контейнерные площадки, периодичность вывоза не соблюдается, раздельного сбора мусора не производится. Стоимость услуги повысилась почти в 15 раз (586:40). Мощности обработки отходов недостаточны.
Таким образом, заключенное концессионное соглашение между правительством Саратовской области и ЗАО «Управление отходами» в 2013 году со сроком его исполнения до 2038 года не приводит к достижению поставленной задачи - реализации нового порядка обращения с ТКО, а лишь приводит к беапелляционному сбору и получению денежных средств со всех категорий потребителей. Практически граждане уже являются соинвесторами по возведению объектов системы обращения с ТКО, но таковыми их никто никогда не признает. Населению области такая услуга не выгодна, окружающей среде бесполезна. В свою очередь региональный оператор будет иметь сверхобогащение и несоновательное обогащение.
Министерство природных ресурсов России подготовило проект указа о
создании государственной управляющей компании, которая будет заниматься формированием комплексной системы обращения с ТКО, распределять средства от экологического сбора, финансировать инвестпроекты и покупать активы в мусоропереработке и будет главным распорядителем бюджетных средств от экологического сбора, который с 2020 года может быть заменен на экологический налог.
Объем финансирования комплексной системы обращения с ТКО на срок до 2024 года составляет 291 миллиард рублей, в том числе около 104 млрд руб. из федерального бюджета. По оценкам Минпромторга, создание в России современной отрасли переработки мусора потребует инвестиций на уровне 5 трлн рублей. Региональные операторы будут фактически являться монополистами в сфере оказания услуг по обращению с ТБО в каждом конкретном субъекте федерации. Считаю, что еще и при участии госкомпании региональные операторы явно будут иметь не учтенные сверхдоходы, а сами госкомпании практически по объему еще один «бюджет страны», требования росписи которого будут отличительны от росписи федерального бюджета, что чревато порождению бесконтрольности расходов и процветанию возможной коррупции.
Более того, экологический сбор (налог) будет собираться с единицы продукции каждого производителя. Практически произойдет задвоенность платежей, т.к. каждый потребитель будет платить экологический сбор (налог) в той же единице продукции производителю (продавцу) и затем регоператору в стоимости тарифа за обращение с ТКО. Экосбор сегодня по факту выступает квазиналогом. При таких обстоятельствах во избежание задвоенности платежей по логике вещей обязанность платы с потребителей должна возникать только по сбору и вывозу ТКО.
Из проведенного анализа явно следует несостоятельность реализации института регионнального оператора, грозящая безосновательной монополизацией сферы услуги по обращению с ТКО. Создание управляющей госкомпании приведет к лишнему администрированию, которое уже предусмотрено соответствующими нормативными актами. При ином подходе возможно широкое вовлечение субъектов малого предпринимательства с наибольшей эффективностью оказания данной услуги для потребителей и мобильности реализации реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России, что исключит монополизацию этого рынка.
Учитывая вышеизложенное прошу рассмотреть данный материал и учесть вышеизложенные замечания при проведении реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России.
Информировать о результатах рассмотрения настоящего обращения в установленные законом сроки."