АРХИВ:

К 100-летию Александра Солженицына

04.12.2018 10:45 | 1381#
К 100-летию Александра Солженицына

Школьным учителем нашего земляка Юрия Сидорова был Александр Солженицын.

Детство известного ныне балаковского учителя и спортсмена Юрия Васильевича Сидорова выпало на 50-е годы прошлого века. В ту пору его семья проживала во Владимирской области. Именно тогда, после отбывания лагерного срока, Александр Исаевич Солженицын был назначен учителем математики в среднюю школу посёлка Мезиновский. На протяжении одного учебного года (1956-1957 гг.) пятиклассник Юра Сидоров имел уникальную возможность общаться с будущим большим писателем и лауреатом Нобелевской премии. Уроки русского классика прилежный ученик усвоил на всю свою жизнь. Юрий Васильевич до сих пор живо помнит обо всём, что происходило в поселковой школе в то время, когда учительствовал Александр Исаевич Солженицын.

- Учебный год, - вспоминает Юрий Васильевич, - по традиции начинался с учительской конференции. Мой двоюродный брат Макаров Иван Никифорович, преподаватель физики, рассказывал мне, как они ездили на конференцию в Курлово. Вместо дорог тогда были грунтовки. Ездили в кузове грузовика. Когда ехали обратно, остановились перекусить и, как водится, подогреть себя горячительными напитками. Пригласили к разложенным на траве яствам и Александра Исаевича, но тот в вежливой форме отказался. Отошёл чуть в сторонку, лёг на траву, прикрыл лицо шляпой – так и пролежал, пока не закончился пикник коллег. Тогда у Александра Солженицына была тяжёлая болезнь, которую он тщательно скрывал от окружающих. Но все видели, как он собирал какие-то травы и чагу – гриб на берёзах, который, как мы знаем, излечивает человека от многих недугов. На все расспросы Александр Солженицын отвечал: «Лечебные отвары делаю». По наблюдениям коллег, Александр Исаевич тогда практически не участвовал в общих беседах и разговорах. Возможно, учитывал то, что любое неосторожно сказанное слово могло обернутся против него самого как бывшего зэка.

- Приходил Александр Исаевич, - вспоминает Юрий Сидоров, - к самому началу урока. Не садился. В журнал не смотрел, потому что знал каждого ученика. Сразу же вызывал кого-нибудь к доске, чтобы совместно проверить выполнение домашнего задания по математике. Уроки и кружки проводил и сразу же покидал стены школы. Как учитель он был очень строгий. Помню его фразу: «Не знаешь – два, не переведу я тебя в другой класс, пока не выучишь логарифмы!» Я их до сих пор помню. Молодые женщины, не только учительницы, хотели с ним подружиться – не удавалось. Наверное, вёл он себя осторожно потому, что не хотел во второй раз оказаться в тюрьме по какому-нибудь доносу или из-за чьей-то клеветы. До приезда в наш посёлок Александру Исаевичу предлагали работать в вечерней школе, но он отказался, поэтому и попал в нашу, среднюю. Первую ночь, как приехал к нам после казахстанской ссылки, ночевал на вокзале. На базаре познакомился с Матрёной Захаровой, которая торговала молоком. (Именно о ней впоследствии и родился рассказ «Матрёнин двор»). Женщина предложила ему жить в её доме, за перегородкой, откуда недавно выехал учитель. Это в деревне Мильцево, а до школы ещё надо было идти полтора километра. Что интересно, ходил Александр Исаевич в школу с офицерской планшеткой, в которую была заложена деревянная указка. Летом в плаще и шляпе, а зимой в валенках, в полушубке лётчика и в собачьей шапке-ушанке. Фотоаппарат всегда при себе, всё везде фотографировал.

Почти через четыре десятилетия, 1 сентября 1994 года, Александр Солженицын, прибыв из эмиграции, посетил посёлок Мезиновский Гусь-Хрустального района, побывал в школе, где работал, пообщался с жителями. Его хлебосольно встретили, засвидетельствовали своё почтение и уважение. Александра Исаевича провели и по школьному музею, где выставлены экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью нобелевского лауреата. Он счёл своим долгом посетить могилу Матрёны, у которой жил во время работы учителем и образ которой воплотил в знаменитом рассказе.

В переполненном зале Мезиновского Дома культуры Александр Солженицын в течение двух часов общался с местными жителями и своими коллегами по школьной работе. А начал он со слов: «Здравствуйте, земляки! Хотя я год один всего здесь был, но какая-то часть сердца моего осталась, и вот я за ней приехал».

О том, что именно там, в глубинке, Александр Солженицын создал свою первую семью, рассказывает Венедиктова (Коротина) Тамара Андреевна:
- Зимой 1957 года в поселковый совет с заявлением пришли Солженицын и Решетовская. Расписала их без свидетелей – тогда так можно было. Поздравила, пожелала им счастья в семейной жизни.

22 марта 1957 года в клубе фабрики «Изоплит» читалась лекция на тему «Атомная энергия на службе человека». А лектором был учитель Мезиновской средней школы товарищ Солженицын. Вёл он сначала математику, а потом и астрономию, оба предмета знал отлично.

В своих воспоминаниях директор школы Михаил Ефимович Парамонов отметил: «Солженицын увлекался фотографией. Он фотографировал природу, дома, фермы… За это злые языки дали ему кличку «Шпион». Ведь тогда этого никто не фотографировал».

Как помнит Юрий Сидоров, он давал им задания описать все окрестные деревни, что в них да как, как народ живёт, его быт, якобы это нужно было ему как материал для литературных трудов.

Когда приехали из соответствующих органов проводить обыск на рабочем месте Александра Солженицына, то понятыми были директор и завхоз школы. Искали тщательно, но ничего компрометирующего учителя не нашли.

Отношение учеников к своему новому учителю было неоднозначным. Как помнит Юрий Сидоров, некоторым из них учёба, а особенно математика просто не давалась в силу слабой общей подготовки. Учитель математики им казался чрезмерно строгим. Ребята даже бросали учёбу и уходили в колхоз работать, на торфяные разработки или на фабрику, лишь бы не мучить себя таким сложным предметом, как математика. Из деревни Мокрое в Мезиновскую школу сначала ходили семь человек, из них шестеро бросили учёбу из-за того, что не тянули математику. Но были и такие ученики, которые ходили у Александра Исаевича в любимчиках. В первую очередь это был Сергей Фролов, судьбой которого писатель интересовался и в последующие годы, не оставляя переписки с ним. И, что интересно, многие ученики Александра Солженицына стали преподавателями математики.

В памяти коллег и учеников, как отмечает Юрий Сидоров, Александр Исаевич остался как необычайно доброжелательный, глубоко образованный человек. Он воспитал в своих учениках железную волю и способствовал укреплению их нравственного стержня. Благодаря Александру Исаевичу его питомцы тянулись к знаниям и достойно преодолевали все жизненные преграды, которые вставали на их пути.

К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
К 100-летию Александра Солженицына
Автор: Евгений ЗАПЯТКИН
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА
19.04.2024 9:39 | 251 | 2

Приглашаем на работу