Есть такая традиция – дома уводить
У героев фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» есть традиция накануне нового года посещать баню. А у управляющих компаний Балакова – дома переводить. Да-да, раз в 2–3 года наши «укашки», меняя личину, перебрасывают «свои» дома из одной управляющей компании в другую. Порой это происходит даже без ведома большинства жителей.
И ВОТ ПОД ЭТОЙ ЛИЧИНОЙ…
Многие балаковцы узнают, что они обслуживаются уже другой компанией, только из очередной квитанции об оплате услуг. Поработав какое-то время и погрязнув в долгах, «укашка» банкротится, а все дома в добровольно-принудительном порядке переводит под управление новой, заблаговременно созданной структуры с новыми лицевыми счетами. Хотя назвать УК-клон новой компанией можно с большой натяжкой. Новое в ней только название, а по сути это та же самая компания с теми же руководителями, тем же самым штатом сотрудников, расположенная там же и зарегистрированная по тому же самому юридическому адресу, что и ее предшественница.
Кстати, для того чтобы было легче вводить население в заблуждение, до недавнего времени «укашки» в качестве новых наименований брали себе тождественные названия, добавляя только цифру или пару букв. Например, была «Синергия» – стала «Синергия-1», была «Промстроймонтаж» – стала «УК «Промстроймонтаж». ООО «Содружество» стало ООО «УК «Содружество». Некоторые руководители компаний, Руслан Каменчук, например, на мой вопрос, как такое возможно и почему дома переводятся в новые УК, ничуть не смущаясь, прямо отвечали, что это просто смена старого названия на новое.
С 11 июля заработала новая поправка к ЖК РФ, по которой управляющим организациям запрещено брать тождественные или схожие до смешения фирменные наименования. Но это, как показывает практика, нисколько не остановило бизнесменов от коммуналки. Теперь они создают фирмы с принципиально отличными от старого названия именами, но продолжают переводить в них дома. Так у «Авангарда» появился двойник «Арсенал», у «Промстроймонтажа» – «Навигатор» и так далее.
СХЕМА ОТРАБОТАНА ДО АВТОМАТИЗМА
Методика перевода (точнее сказать, захвата) домов проста до безобразия. Опираясь на лояльных (назовем их так) старших по домам, «укашки» инициируют формальные собрания. Часто эти собрания проходят с грубейшими нарушениями, но кто эти нарушения фиксирует? Если в доме нет ярко выраженной «оппозиционной» группы жильцов, то и ловить за руку некому. После проведения собрания и оглашения повестки дня организаторы собирают подписи с жителей в заочной форме. И здесь в ход идут те же самые нечистоплотные методы, вплоть до подтасовки подписей, когда жители расписываются не за вступление в новую УК, а, например, за переизбрание старшего по дому или создание спецсчета по капремонту.
Надо понимать, что вариант с формальными собраниями – это еще не самый худший. Зачастую никаких собраний в домах вообще не проводят, а просто перезаключают договоры с компанией-клоном и забирают дом вместе с его обитателями, словно крепостными. А к чему, собственно, «формальности»?! Руководители «укашек» прекрасно понимают, что судиться с ними никто не будет, а если даже и будет и выиграет, то они потеряют один дом. Потеря одного дома из ста для них не смертельна.
Можно по пальцам одной руки перечислить случаи, когда жителям домов удавалось, вопреки давлению УК и их людей, предотвратить такого рода операции. Об одном из таких случаев (война за дом 79 на ул. Шевченко) мы уже писали. Как правило, у УК, что называется, все схвачено. Они прекрасно знают, как надо действовать, у них есть грамотные юристы, у них связи в соответствующих учреждениях и ведомствах. Схема по уводу домов отработана до мелочей и поставлена на поток. Многие и хотели бы этому противостоять, но у них нет для этого ни знаний, ни опыта, ни времени. Сталкиваясь с первыми трудностями в оформлении документов, с сильнейшим противодействием со стороны «укашек» и их лобби в доме, не имея никакой юридической поддержки, рядовые жители отступают. А Государственная жилищная инспекция, которая должна была бы поставить заслон на пути подобных серых схем клонирования «укашек», почему-то смотрит на это сквозь пальцы и с невероятной легкостью раздает налево и направо лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД растущим словно грибы после дождя компаниям-двойникам. Не видят или не хотят видеть?
А АЛЬТЕРНАТИВА ГДЕ? НЕТУ!
Примеров, доказывающих нашу правоту, множество. Зайдите в любой многоквартирный дом – и где-нибудь да наткнетесь на объявление примерно вот такого характера, где жителям предлагается прийти на общее собрание и проголосовать за заключение договора с новой УК. В 9 случаях из 10 в качестве «новой» компании жителям предлагается та же самая компания, которая уже не первый год обслуживает этот дом. Только название у этой компании другое и реквизиты, а «начинка» та же самая.
Дом № 63 на набережной Леонова два года обслуживается УК «РосСтройСервис». Теперь в связи с финансовыми трудностями у компании (откуда эти трудности взялись и почему – это уже другой вопрос) жителям предлагается в качестве единственно возможного варианта УК «Ренессанс-Балаково». Спрашивается, почему именно эта, а не какая-то другая? Почему инициаторы собрания не написали просто «выбор иного способа управления или другой управляющей организации»? Наверное, потому, что «Ренессанс-Балаково» возглавляет Елена Пальгуева, которая трудилась мастером в «РосСтройСервисе», а в последнее время работает здесь же и. о. директора компании. «Ренессанс» создан буквально в июне этого года, и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что теперь все дома из «РосСтройСервиса» будут переходить именно в эту структуру.
Формально, конечно, никаких нарушений тут нет. Если жители дома довольны уровнем обслуживания «РосСтройСервисом» настолько, что готовы безоглядно заключить договор с ее, ну, скажем так, образно говоря, преемницей, то бога ради. Если вся процедура заключения договора, подчеркиваем, будет и впрямь выдержана в рамках закона. Но, учитывая сложившуюся в этой сфере практику, осмелимся предположить, что нарушения все же могут быть.
Так как же балаковцы могут переломить эту порочную традицию и заставить недобросовестные «укашки» считаться с мнением жителей? В первую очередь надо четко усвоить, что для этого нужно проявить твердую гражданскую позицию. Нельзя отдавать вопросы управления домами, в которых вы живете, на откуп бизнесменам-коммунальщикам. Если вы готовы бороться за свои права и хотите самостоятельно определять будущее ваших МКД, то теперь у вас есть надежные помощники в лице комиссии по вопросам ЖКХ в Общественной палате района. Новая команда профессионалов, пришедших в палату, решила заняться наведением порядка в коммунальной сфере.
Каждую пятницу с 15.00 до 17.00 активисты ОПы проводят прием жителей, столкнувшихся с проблемами в коммунальной сфере. Вы можете позвонить по тел. 8-937-264-88-56 и записаться на прием либо получить консультацию по интересующему вас вопросу прямо по телефону.
Помните, что переломить традиции, которые идут вразрез с законом и интересами жителей, можете только вы сами.