Фонд капремонта тонет под грузом забот, но о помощи не просит
Балаково один из самых активных городов региона, где многоквартирные дома переходят с так называемого котлового на специальный счет оплаты работ по Фонду капитального ремонта. На сегодня около 400 домов уже создали спецсчета, еще около 60 домов находятся на стадии перехода.
Именно в связи с этим сегодня у горожан накопилось так много вопросов к руководству Фонда капремонта. Поэтому на встречу с заместителем директора Фонда Натальей Плехановой и начальником сметного отдела этой организации Юлией Вихляевой, которая прошла в здании администрации, собралось очень много людей. Пришли не только председатели Советов домов, но и руководители управляющих компаний, ТСЖ, депутаты и общественники.
Сначала Наталья Плеханова рассказала о процедуре перехода домов на спецсчета и что входит в пакет документов, который должны представлять граждане при его формировании. Ошибки подстерегают людей уже в самом начале пути. Чаще всего при при подаче документов на проведение капремонта «не бьют» суммы в протоколе общего собрания собственников жилья и в смете. То есть на собрании решают выделить на замену кровли 3 млн.руб., а в смете работ указано 3 млн.200 тыс. Порой не хватает кворума общего собрания.
Зачастую в договорах проставляют год или три года гарантии на выполненные работы, хотя жилищный кодекс четко прописывает, что гарантийный срок должен быть не менее 5 лет. Или собственники решают включить в план капремонта такой вид работ, который в принципе не подпадает по законодательству под капитальный ремонт. Спецсчет не дает автоматически право жителям направлять деньги туда, куда они хотят, а только на четко определенные в кодексе виды работ.
Есть и много других нюансов из-за которых не только Фонд, но и банк, через который проходит оплата работ, может попросту заблокировать финансирование и тогда жителям приходится снова переделывать всю документацию.
Однако, самое интересное началось, когда в адрес представителей Фонда посыпались вопросы от жителей. Их было очень много. Касались они и чисто технической стороны оформления документов, и взаимоотношения собственников с подрядчиками и управляющими организациями, и сроков выполнения работ, и борьбы с должниками, и высокой процентной ставки, которую приходится платить балаковцам по счетам Фонда, и многого другого.
Старшая по дому ул.Лобачевского, 116, например, высказала претензию по поводу затяжной переписки, которую ей приходится вести по поводу организации капремонта системы отопления в подвале. Фонд отказался проводить работы по освещению подвала, мотивируя это тем, что этот вид работ не подпадает под капремонт. При этом Фонд требует от дома прислать еще ряд документов: исполнительную схему работ, гарантийное письмо о неполностью выполняемых работах по фасаду отопительной системы.
Еще одна проблема, с которой столкнулись балаковцы — это частые переносы ремонта из-за того, что ни один из подрядчиков не заявляется на тендеры, которые объявляет Фонд. Так в домах №22 по Проспекту Героев и №35 по Трнавской вот уже который раз переносится ремонт кровли, потому что нет компаний, готовых взяться за эту работу. Ничего определенного Наталья Плеханова на этот вопрос жителей не ответила.
Сразу несколько человек в зале подняли вопрос о том, что делать с должниками, которые на протяжении долгого времени, порой 3-4 лет не платят за капремонт. Это касается не только собственников квартир, но и юридических лиц — организаций, которые арендуют помещения в жилых домах, но отказываются платить в Фонд. Наталья Алексеевна призвала в этих случаях активнее сотрудничать с Фондом и сообщать адреса злостных неплательщиков.
Для многих старших домов довольно неприятной новостью стал тот факт, что Фонд не возвращает деньги за уже выполненные проекты. В городе есть как минимум три дома, которым будучи еще на котловом счету в силу того, что подошла их очередь на ремонт крыши, выполнили проектную документацию. Теперь эти дома перешли на спецсчет и хотели бы сделать ремонт своих кровель по-своему, то есть они хотели бы отказаться от выполненных без ведома жителей проектов. Но, как пояснила Наталья Плеханова, в данном вопросе обратного хода нет. Согласно жилищному кодексу, если проект выполнен, то деньги за него обратно никто уже не вернет. Более того, он действителен в течение двух лет и жители должны успеть реализовать его за этот период времени.
Вопросов у жителей было так много, что в конце концов они попросту выстроились в очередь к гостям из Саратова и уже общались с ними в личном порядке. А многие, разочаровавшись в услышанном, попросту ушли из зала не дожидаясь своей очереди.
К сожалению, встреча показала, что Фонд не справляется с большим объемом работ. Об этом красноречиво говорят и многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются жители города в процессе полготовки документации при оформлении спецсчетов и подачи заявок на капремонт. Это и нарекания на качество работ подрядных организаций. Практика показывает, что жители крайне недовольны контролем за работой подрядчиков со стороны Фонда.
К тому же пробуксовывает и коммуникация с сотрудниками Фонда. Многие жалуются на то, что в Фонд сложно дозвониться. На решение вопросов уходит не один месяц. Не пора ли передать часть полномочий ФКР на места, органам местного самоуправления? Ведь на месте легче и быстрее решать организационные вопросы, искать подрядчика, контролировать ход работ и так далее. Глава района уже не раз выходил с таким предложением в Правительство области, в Фонд капремонта. Но пока без толку.