Весеннее настроение, как состояние души
У балаковцев и гостей города был ровно месяц, чтобы увидеть коллективную тематическую выставку «Весеннее настроение – 2019», где представлены жанровые работы тридцати местных художников. Неофициальное открытие выставки состоялось в Городском выставочном зале 1 апреля.
ВЕСНА ИДЕТ! ВЕСНЕ ДОРОГУ!
Весенняя выставка – событие ежегодное, такое же долгожданное и знаковое, как и «Осенний вернисаж». Коллегиальная комиссия отбирает и допускает к этим выставкам лишь самые достойные работы, поэтому здесь всегда есть на что посмотреть и чем восхититься!
Рассказывать обо всех достоинствах выставки – занятие столь же неблагодарное, как пересказывать извилистый сюжет художественного фильма, в котором снялись звездные актеры. Словами не получится передать все те великолепные авторские находки, игру красок и атмосферу, которую создают представленные на выставке работы.
Хороших картин на выставке немало, но лично для меня наиболее интересными, притягательными и запоминающимися оказались работы двух замечательных балаковских художников Алексея Петрова и Валерия Козлова. Несмотря на то что у этих мэтров давно сформирован собственный узнаваемый стиль, они всякий раз продолжают удивлять и восхищать не только филигранным мастерством, но и свежими творческими находками.
Сюжет своей новой картины «Весна в Сазанлее» Валерий Козлов подсмотрел из окна своей мастерской. Вереница частных заснеженных домов, глядя на которые, кажется, что зиме нет конца-краю! Но пролетающая над одноэтажными домишками сорока уже несет на крыльях благую весть: «Весна идет! Встречайте весну!» Любуешься картиной, и в душе возникает то самое оптимистическое весеннее настроение, которое дало название нынешней выставке.
Другая картина Валерия Козлова под названием «Хлеба» по стилистике чем-то напоминает натюрморты К. С. Петрова-Водкина – такие же простые, «непраздничные», продукты: яблоки, хлеб, кукурузные початки. В картине также превалируют любимые цвета Петрова-Водкина – синий и красный. Однако картина «Хлеба» порождает совсем иное, более современное философское восприятие. Цвета драпировочной ткани здесь начинают ассоциироваться с российским флагом, а «продукты питания» – с возрождением крестьянства, которым была крепка и преумножалась Россия. Глядя на «Хлеба», возникает уверенность: любые санкции переживем и все у нас будет хорошо!
Однажды я поймал себя на мысли: по сюжетам картин Алексея Петрова можно писать прозаические миниатюры и стихи. Они к этому вдохновляют и мотивируют!
К примеру, на картине «Утро» запечатлен заурядный балаковский пейзаж: раннее и тусклое начало дня, заснеженные крыши домов частного сектора, а на заднем плане едва виднеются купола храма Святой Троицы. Казалось бы, унылый и безжизненный, написанный холодными красками пейзаж своей невыразительностью малоинтересен как для самого автора, так и для зрителя. Однако огоньки света в окнах домов, дымок из труб, неясные блики на куполах – всего несколько цветовых акцентов – наполняют картину жизненным уютом и чьим-то незримым присутствием.
Художник не «разжевывает» для зрителя сюжетные подробности, а дает ему возможность пофантазировать и самому представить, как через несколько минут взойдет солнце, давая старт новому дню; как преобразится и наполнится новым содержанием этот маленький уголок большого города…
Удивительно, но подобный диалог художника со зрителем присутствует практически во всех картинах Алексея Петрова. Он как бы предлагает нам: давайте я проиллюстрирую, обозначу тему, а вы ее продолжите так, как сами видите и чувствуете. Такая доверительная «недосказанность» в работах художника заставляет многих зрителей подолгу стоять у петровских картин и, уходя, вновь к ним возвращаться…
ДЕРЕВЯННЫЕ СКАЗЫ ПАВЛА ПЕСТРАВСКОГО
Если образно сравнить весеннюю выставку с пасхальным куличом, то изюминками в этом куличе оказались бы деревянные скульптуры, созданные природой и умелыми руками Павла Пестравского. Изготовлением скульптурных композиций, основой которых всегда является дерево, Павел занимается более тридцати лет. За годы творчества созданы сотни миниатюрных и масштабных по размерам работ, каждая из которых неповторима.
Я всегда поражался редкому дару Павла видеть и воплощать. Обычная коряжка, выброшенная волнами на берег, в его умелых руках превращается в эксклюзивное произведение искусства. Много лет назад хвалынские коммунальщики, формируя уличные деревья, оставили после себя кучи спиленных стволов. Один из них был обвит мотком проволоки, которая за годы жизни дерева вросла в его плоть. Через некоторое время из этого ствола получилась скульптура под названием «Апостол Павел» (голова старца с вросшим проволочным венцом). Эта скульптура экспонировалась на одной из выставок в ГВЗ.
Ну а на нынешней выставке представлены его новые работы – скульптурные композиции, каждую из которых можно назвать старинным словом «сказы». Они действительно могут о многом поведать внимательному и вдумчивому зрителю. Приходите на выставку, чтобы лично убедиться в этом.