АРХИВ:

Шлюз – не ворота, это мост!

27.06.2019 10:18 | 3576#
Шлюз – не ворота, это мост!

Знаете, что такое Балаковский район гидросооружений и судоходства (РГСиС)? Ну? Да ладно! Это же наши шлюзы! Пожалуй, самое закрытое из всех предприятий города Балаково. Вроде бы у всех на виду, и в то же время никто о нем ничего не знает. Стратегический объект, понимаешь…

И когда стало известно, что руководитель РГСиС В. В. ШЕЛОМЕНЦЕВ проводит пресс-конференцию для журналистов, я не раздумывал ни минуты. Правда, снимать на видео или даже просто фотографировать себя Виктор Викторович запретил хоть и в мягкой форме, но вполне категорично. Не больно-то и хотелось… Итак...

– Сейчас работает только одна камера шлюзов из двух. Будет ли действовать вторая?
– В данный момент необходимости в этом просто нет. Камера № 26 предназначена для пропуска плотов, но еще в 1993 году сплав леса был запрещен. Значительно уменьшился и судопоток. Например, в 2018 году через шлюзы прошло 4 928 судов. Нагрузка на наши сооружения уменьшилась почти в 6 раз, так что вторая камера находится в резерве. Но при необходимости она может быть в течение суток приведена в рабочий режим. Но только в том случае, если выйдет из строя действующая камера № 25.
– Планируется ли строительство рыбопрохода в районе шлюзов? На СарГЭС он не работает. Может быть, у вас будет такое сооружение?
– А зачем оно нужно Балаковскому району гидросооружений и судоходства? Есть министерство рыбного хозяйства, которое занимается разведением рыбы и контролирует поголовье. Это – вне наших задач. Я уж не говорю о том, что для постройки рыбопрохода нужны колоссальные средства. Хотя такое сооружение самой Волге, безусловно, нужно, потому что рыба должна свободно проходить на нерест. К сожалению, сейчас этим вопросом никто не занимается. Видимо, ждут команды сверху.
– Говорят, под вертикальной стенкой, что за ТЮЗом, со временем образовались пустоты. И якобы это угрожает обрушением.
– Это не наша территория и никогда нашей не была. Чтобы было понятно… Там, где пологий склон, выложенный бетонными плитами, – это зона нашей ответственности. А тот участок, о котором вы спрашиваете, находится в частной собственности.
– Но как можно обеспечивать безопасность островной части города от подтопления (один из видов деятельности РГСиС), если довольно крупный кусок дамбы как бы выпадает из защитной схемы?
– Могу сказать только одно. В этом месте опасности для жилгородка нет никакой.
– Что касается самих шлюзов… Как часто проводится техническая экспертиза? В каком состоянии находятся механизмы?
– Раз в 5 лет разрабатывается Декларация безопасности, на основании которой нам выдается разрешение на эксплуатацию. Согласно последним исследованиям, наши сооружения находятся в исправном техническом состоянии и пригодны к использованию.
– Набережная вдоль канала – место видовое, но очень сильно замусоренное. Собираетесь ли вы как-то очищать ее, приводить в порядок?
– То, что вы называете набережной, – это гребень приканальной дамбы. Вот дамбу мы обязаны поддерживать в исправном состоянии. Если жители города используют ее для прогулок и пикников – их право. Но это не означает, что мы обязаны убирать за ними бутылки, пакеты, пачки и прочее. Балаковский район гидросооружений и судоходства – не коммунальное предприятие. Наше дело – осуществлять пропуск судов через шлюзы вверх и вниз по Волге. Деньги нам отпускаются именно на это. А не на то, чтобы платить региональному оператору за утилизацию бытовых отходов. Кстати, у нас с ним даже договор до сих пор не заключен!
– Вы упомянули, что поддерживать приканальные дамбы в исправном состоянии – одна из ваших обязанностей. Значит, какое-то благоустройство все же проводите?
– У нас каждый год проходит текущий ремонт этих дамб. Что туда входит? Обрезка и опиловка выросших деревьев и ремонт бетонного покрытия. Нынче планируем обрезать 16 и спилить 185 деревьев, растущих на внешних склонах дамб. Кроме того, напротив больничного городка продолжим менять бетонное покрытие. Объем – примерно 200 кубометров бетона. Это немного, но заменить бетонное покрытие по всей длине дамб разом просто невозможно. Так что мы каждый год выполняем работы примерно на 2 миллиона рублей. 19 июня все уже должно быть сделано.
– У наших приканальных дамб нет такого элемента в конструкции, как диафрагма. И в этом смысле деревья, наверное, только укрепляют склоны своими корнями. Соответственно, спил деревьев может ослабить дамбу?
– Все верно. Если все попилить, то дамба ослабнет. Поэтому мы будем пилить только те деревья, которые мешают прогулкам людей или нарушают бетонное покрытие. На склонах ограничимся санитарной обрезкой.
– Сколько стоит пройти через шлюзы?
– Мы не коммерческое предприятие, а бюджетное. Шлюзование судов – наш основной вид деятельности, за который нам платит государство. У водителя автомобиля же никто не берет плату за переезд через мост, верно? Мы такой же точно мост, не более того. Более того, мы ОБЯЗАНЫ осуществлять судопропуск.
– Долго ли длится процедура шлюзования?
– Сам процесс заполнения и опорожнения камеры шлюза занимает примерно 26 минут. Другое дело, сколько времени тратит судоводитель, чтобы зайти в камеру! Некоторым «специалистам» и часа не хватает. Как правило, это касается тех, кто больше работает в море и не привык к нашей речной тесноте.
Раньше через наши шлюзы проходило почти 130 больших и малых судов в сутки! Представляете? Если одно шлюзование, вместе с заходом в камеру, длится примерно час. И если работают обе шлюзовые камеры. Все равно приходилось чуть ли не трамбовать суда в шлюзы, словно селедку в бочки. Так что в советские годы очередь была не только за колбасой или водкой, но и на шлюзование!
Коллектив Балаковского РГСиС с тех пор практически не сократился. Зато работы стало поменьше. Неудивительно, что текучка кадров на предприятии практически нулевая.
Что тут скажешь? Хорошо, когда есть, кому жить хорошо!

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
• В 80-е годы через шлюзы проходило до 30 000 больших и малых судов в год.
• На постройку шлюзов было израсходовано 312 тысяч кубометров бетона и 30 тысяч тонн железной арматуры.
• Основная деятельность Балаковского РГСиС – пропуск судов и плотов, а также защита островной части города от затопления.
• Время наполнения или опорожнения каждой из камер шлюзов – 12 минут.
• Коллектив Балаковского РГСиС насчитывает 125 человек, средняя заработная плата по предприятию – 26 300 рублей.
• Глубина судоходного канала в районе верхнего бьефа – 23,5 метра, в районе нижнего бьефа – 9 метров.

Автор: Алексей РАГУТСКИЙ, Суть №20
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
23.04.2024 11:06 | 150 | 0erid:2Vfnxxamtrk
АО "АПАТИТ"

ФосАгро ставит на лыжи

23.04.2024 9:39 | 153 | 3

Приглашаем на работу

НОВОСТИ ВЧЕРА