Город нашей памяти
С 60-х годов прошлого века наш город принято называть городом энергетиков, химиков и строителей. Это вполне справедливо, и мы к этому привыкли. Однако так было не всегда. До ключевого десятилетия, определившего вектор развития нового Балакова, важнейших предприятий в городе было всего два, и Балаково вполне можно было называть городом машиностроителей и судостроителей. Итак, тема сегодняшнего выпуска – балаковские суда на старых фотографиях.
Коллектив судоремонтного завода в прошлом году отметил столетний юбилей, однако история балаковского судостроения берет начало в 1914 году, когда в мастерских братьев Маминых был построен пароход «Марс». К большому сожалению, в известных нам источниках не сохранились его фотографии, однако достоверно (со страниц первой городской газеты «Заволжье») известно, что он должен был курсировать по направлению Балаково – Вольск.
Спустя полтора десятилетия после описываемых событий молодой Балаковский судостроительный завод получает крупный заказ. По заказу Моссовета на нашей верфи строятся несколько судов проекта «Динамовец». А имена-то какие! «Алтай», «Кремль», «Память Кирова»! Один из них – колесный пароход «Кремль» – представляю вашему вниманию. Всего на нашей верфи было изготовлено 5 таких судов. Все они верой и правдой отработали вплоть до 1960-х годов. Наши«Динамовцы» ходили по каналу имени Москвы, а речники столицы вспоминают эти раритеты с особой теплотой.
Великая Отечественная война принесла свои изменения в судостроительные планы балаковцев. Только в 1950-е годы завод возвращается к судостроению. На воду спускаются дебаркадеры типа 103. В 50-е и 60-е этот силуэт узнают везде по Волге. Наши дебаркадеры становятся плавучими речными вокзалами в Саратове, Вольске, Ульяновске, Тольятти... и используются как плавучие базы отдыха и даже рестораны. Но посмотрите на этот снимок. Я нарочно публикую современный кадр (2018 год). В одной из проток в Самаре стоит наш дебаркадер постройки 1954 года. Правда, как принято говорить у речников, вне водоема, но все же. Сегодня он используется как спортивная база водных видов спорта и надежно служит в XXI веке, а ведь в этом году ему исполняется 65 лет. Вот что значит «сделано в Балакове»!
Конечно, все выпускаемые суда не опишешь в одной статье, но удостоим вниманием еще одного трудягу. В 70-е годы балаковские судостроители принимают новый вызов – это строительство судов типа Р-103А. Для этого на заводе проводится серьезная модернизация. Этот дизельный двухвинтовой «малыш» тащил несамоходные баржи по Волге и другим рекам. Несколько экземпляров эксплуатируются и сегодня. Всего было построено более 20 буксиров этого типа. Для двух из них портом приписки стало Балаково. На третьем снимке, датируемом серединой 2000-х, один из них – «Рейдовый-22» (построен в 1983 году) – поднят на зимовку в нашем затоне. Гуляя по затону и каналу, вы легко его узнаете. Сегодня он служит Балаковскому судоремонтному заводу.
История судостроения в Балакове продолжается. На воду спускаются новые гиганты, построенные на наших стапелях, а значит нашим потомкам будет о чем писать и чем гордиться.