АРХИВ:

Сказ про то, как 6 полковников смогли бы всю Саратовщину прокормить

08.08.2019 12:38 | 1025#
Сказ про то, как 6 полковников смогли бы всю Саратовщину прокормить

Один из любимых и уважаемых мной писателей Константин Паустовский в рассказе «Ильинский омут» выразил своё глубокое сожаление о том, «что не удалось да, пожалуй, и не удастся увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии».

Видимо, пытаясь утешить своих читателей, граждан СССР, у которых перспектива увидеть мир во всем разнообразии и вовсе была ничтожно мала, писатель закончил мысль ободряющей фразой.
Оцените ее глубокий, похожий на мораль притчи подтекст: «Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости и от остроты глаза».

На днях, выйдя рано утром на балкон, увидел замечательный сюжет, который заставил рассмеяться и вспомнить слова писателя о пресловутом клочке, с которого можно многое увидеть и понять.
Сюжет таков. Прямо под балконом два упитанных голубя с завидным аппетитом дербанили кусок белой булки. На этот пир слетелась стайка воробьев. Но не тут-то было! Голуби, не переставая клевать, жестко отгоняли незваных нахалов, пытавшихся урвать хоть крошку с их праздника жизни. А воробьи все прибывали и с отчаянной голодной храбростью, рискуя получить удар клювом, со всех сторон прорывались к булке.
Эта ситуация до боли напомнила мне модель экономического устройства нашей страны, где элита по-хозяйски дербанит булку – национальные богатства, а простолюдинам достаются крошки, случайно оброненные с барского стола.
Но птицы хотя бы имеют чувство сытости и меры! Наевшись, голуби улетели. Воробьи, получив необходимую для полетов порцию калорий, тоже отправились восвояси. Внушительный кусок хлеба так и остался лежать на земле, дожидаясь очередной стайки страждущих и голодных.

В мире людей все не так. У тех, кто дорвался к «большой кормушке», чувство сытости и меры, как и совесть, быстро утрачивается. Этой весной полковник ФСБ Кирилл Черкалин (на фото) поставил новый рекорд взяток для правоохранителей в России – 12 млрд рублей! Таким образом, Черкалин «побил рекорд» скандально известного полковника МВД Дмитрия Захарченко, у которого в свое время обнаружили «всего лишь» 8 млрд рублей наличными.
Впечатлительные журналисты тут же подсчитали, что 12 млрд в купюрах по 1 000 рублей весят приблизительно 12,48 тонны. Для перевозки столь внушительного груза наличности потребовалось бы минимум полтора мощных самосвала. Можно сказать, офицер ФСБ разжился КамАЗами денег.
Увы, судьба сыграла с полковниками, допущенными к кормушке, злую шутку. Деньги – тоннами, но что с ними делать? Вкладывать в бизнес – нет смысла: их и так немерено, тратить – уже фантазии не хватает! Ну построил дворец-другой, для форса прикупил часы стоимостью под два миллиона, а дальше?
Остается тупо скирдовать. Ведь не станешь же анонимно посылать деньги на операции больным детям! Какая фантастическая глупость! Никому из вышестоящих коллег и в голову такое не придет!
Надо полагать, что это не последний из «богатых полковников», просто ему не повезло! Видимо, где-то проштрафился перед системой, выпал из когорты неприкосновенных, и его наглядно слили, принеся в жертву на алтарь борьбы с коррупцией.
И богатства, нажитые им непосильным коррупционным трудом, в государственную казну вряд ли попадут – разворуются, растворятся в бездонных карманах мундиров и пиджаков, как уже было не раз…
А жаль! В сюжетах русских сказок заложена неистребимая народная мечта о халявных благах. Можно лежать на печке, ковырять в носу и терпеливо ждать, когда появится Конек-горбунок, Золотая Рыбка или Говорящая Щука, которые решают все проблемы и исполняют любые желания. Нам волшебных щук не надо! Хватило бы и реальных полковников-кормильцев!
Представьте перспективу: достаточно «отловить» всего лишь 6,5 полковников-миллиардеров, и конфискованными деньгами можно наполнить годовой бюджет Саратовской области, который составляет всего-то 77 млрд 710 млн 645 тысяч рублей.
А для Балаковского района «наследия» и одного полковника, как Черкалин, на целую пятилетку за глаза хватило бы! (По прогнозам, доходы бюджета БМР на 2019 год составят 2 миллиарда 569 миллионов 608,1 тысячи рублей, расходы – 2 миллиарда 668 миллионов 777,4 тысячи рублей. Дефицит бюджета – 99 миллионов 169,3 тысячи рублей. – Авт.)
Народу по телевизору ежедневно рассказывают о том, как трудно выживать стране, зажатой в тиски экономических санкций. Однако при серьезном подходе к «обезжириванию» коррупционеров любой российский регион мог бы позволить себе взять на финансовое довольствие какое-нибудь бедное государство из Евросоюза.
А что, территория нашей губернии (100 200 кв. км) лишь чуть-чуть уступает по площади государству Болгария (110 993 кв. км). Помогли бы «братушкам», как помогали во времена СССР.
Советская элита распоряжалась богатствами, которые на порядок превосходили те, которыми распоряжается российская элита. Но, по нынешним меркам, советская элита ничего не имела. В одной из газет написали, что бывший первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Гришин  умер в  очереди в собесе. Можете ли вы  себе представить, что  Лужков или Собянин когда-нибудь будут стоять в какой-нибудь очереди за социальной помощью? Я - нет!

Удивительно и отношение россиян к новостным сообщениям о пойманных оборотнях-миллиардерах. Мы уже не удивляемся и даже не возмущаемся: ну поймали и поймали, толку-то… Массовое равнодушие людей, особенно рожденных в СССР, скорее всего, объясняется полной утратой доверия и веры в справедливость.
Лингвисты отмечают, что в язык россиян возвращаются слова – маркеры бедности, констатирующие, что люди стали жить плохо. Необязательно прямо спрашивать людей, хорошо ли им живется. Достаточно послушать, какими словами они описывают свою новую жизнь.
Одно из них – слово «лакомиться». Его употребляют люди, ограничивающие себя в тратах на еду. Слово «лакомиться» часто звучит в интервью бедных пенсионерок, которые рассказывают о своем рационе: «С пенсии покупаю себе курицу полакомиться». Это слово почти исчезло из массового употребления лет на десять. И вот оно вернулось.
Другое слово из этого ряда – «баловать». «Иногда балую себя творожком», – рассказывает тележурналистам провинциальная учительница, еле сводящая концы с концами. «Яблочки покупаю только с получки побаловать детей», – делится другая учительница. Ужасно то, что теперь россияне считают лакомством творог, мясо, фрукты, рыбу, конфеты...

Еще один маркер – те самые «творожок» и «яблочко».  Уменьшительные формы, применяемые к продуктам, выдают подобострастное к ним отношение. А подобострастие к творогу или яблокам возникает только у людей недоедающих, причем недоедающих здесь и сейчас. И недоедающих не по вине стихии, катастрофы или войны, а по причине своей нищеты, своего социального неблагополучия. Недоедающие хронически.
Есть люди, которые на вопрос о своем рационе оптимистично отвечают: «Питаемся мы хорошо». Не верьте! Эти люди также недоедают. Голода у них, наверное, нет, но позволить себе разнообразные продукты они не могут. Покупать еду ради удовольствия им не по карману. Они не едят, они – питаются, наполняют себя энергией, едят ровно столько, сколько нужно для поддержания жизни. Все, что выходит за рамки питания, считается лакомством. Питание – советское слово, означающее потребление продуктов в рамках жизненно необходимых норм.
Лакмусовым по своей разоблачающей силе можно считать слово «отдыхать», оно же «отдых». Знайте: люди, которые летят на отдых в Турцию или Египет, скорее всего, тяжело работают за небольшие деньги. Слово «отдых» выдает в них усталость от работы, которой они, вероятно, посвящают много времени. Заметьте, как мало у нас путешественников и как много отдыхающих, которых в последнее время в лучшем случае стали называть туристами. Слово «путешественник» до сих пор ассоциируется с высоким достатком и беззаботностью.
Кстати, еще чудовищнее слово «отдых» звучит применительно к воскресным пикникам с шашлыком и водкой или к пятничным походам в бар. Как же эти люди работают, если нажраться до полусмерти – для них отдых?
А с какой безысходностью работу свою называют «работкой»! А еще они работают за получку. Услышали слово «получка», знайте, что перед вами бедный неудачник, жертва системы. Он несамостоятелен, неамбициозен, он не зарабатывает деньги, а получает. В его уме нет твердого представления о связи своего дохода и своих навыков. Деньги, получаемые на работе, он воспринимает как нечто должное, неизменное, не зависящее от него.

P. S. Совсем необязательно тратить время на просмотры передач «Время покажет», «60 минут» или коротать ночи за просмотром передач Владимира Соловьёва. Достаточно выйти на балкон и «увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости и от остроты глаза».

Автор: Газета Суть. Алексей Карпов
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА
25.04.2024 11:19 | 390 | 4

Наша Даша - в Зените!