Когда должник – находка для Газпрома
Если бы Виктор Подколзин знал, уезжая из поселка Николевский в далеком 2010 году, какую неподъемную сумму ему выставит газовая служба за якобы потребленное им голубое топливо, то наверняка своими руками перекрыл бы подачу газа в квартиру.
Но тогда Виктор Николаевич ограничился обычным заявлением в одном- единственном экземпляре, в котором указал, что уезжает на длительное время и никто в его квартире не проживает. А заявление, строго в соответствии с классикой жанра, пропало. И когда в 2016 году ему вдруг выставляют счет на 4 000 рублей, он приходит в недоумение: откуда? Но тогда вопрос удалось решить. В газовой службе признали, что это недоразумение. Виктор Николаевич снова уезжает, на этот раз убежденный, что теперь-то уж никаких неожиданностей не будет. Его заверили, что не стоит писать никаких заявлений, мол, ни к чему. А зря, ему бы настоять на том, чтобы газ все же отключили. Потому что в апреле этого года Виктору Николаевичу выставили счет почти на... 70 тысяч рублей.
Оказывается, в сентябре 2017 года у Подколзина закончился срок поверки газового счетчика. Горгаз стал автоматически выставлять счета по нормативу, вот и набежала за полтора года кругленькая сумма. Теперь все попытки нашего земляка доказать, что он не верблюд, разбиваются о непреклонную позицию руководства местного филиала «Газпром межрегионгаз Саратов». Мы действуем строго в рамках федерального законодательства, отвечают ему, а то, что у вас с кем-то когда-то были устные договоренности, так это к квитанции не пришьешь.
– Ему надо было обратиться в «Газпром газораспределение» на ул. Комарова, 17а, и отключить газ совсем. Если бы у него был нормальный счетчик, то он мог бы на время отъезда, на полгода, написать заявление на перенос показаний. Если человек находится в отъезде длительное время, то срок переноса показаний нужно продлевать каждые 6 месяцев. А так как у абонента истек срок поверки счетчика, то пошли нормативные начисления. Даже если человек не проживает в квартире, он, согласно 549-му Постановлению Правительства РФ от 2008 г., все равно обязан следить за прибором учета. Никаких предупреждений по закону с нашей стороны быть не должно. Хотя по факту, перед тем как начинаются начисления по нормативу, мы в счете-квитанции, внизу, прописываем специально для абонентов напоминание: «Просим вас обратить внимание на дату очередной поверки счетчика газа» и указываем срок поверки. Если же срок поверки истек, то в графе, где идут показания счетчика, крупными буквами так и пишется: «Истек срок поверки», – рассказывает Светлана Панина, специалист по работе с населением филиала «Газпром межрегионгаз Саратов».
Светлана Анатольевна недоумевает, почему хозяин квартиры не обратил внимание на присылаемые ему квитанции и не отреагировал на эти предупреждения. Так ведь он уехал!
Теперь от Виктора Николаевича требуют погасить долг или хотя бы для начала написать расписку, в которой он дает согласие на погашение долга, и только после этого либо оформляет отключение газа, либо сдает счетчик на поверку. Но Подколзин считает, что он ничего не должен, а дать расписку – это признать свою неправоту. Ситуация осложняется еще и тем, что он давно переехал в другой регион, у него там работа, и он не может бесконечно сидеть в Балакове.
Права ли газовая служба, что на протяжении полутора лет продолжает выставлять счета по нормативу, не получая от абонента денег? Мы знаем массу случаев, когда людей отключали от газа за долг в 5–6 тысяч, а здесь сумма приближается к 70 тысячам – и ничего. Разве это не странно? Невольно напрашивается мысль: а может быть, газовикам выгодно, что долг растет? Формально их позиция беспроигрышна, они понимают, что уйти от уплаты долга практически невозможно, так что время работает на них. Тем более что в данном конкретном случае никакого потребления газа по факту нет. Квартира пустует, газом никто не пользуется.
Особое мнение
Наталья Караман,
член Общественной палаты Саратовской области:
– В изложенной ситуации попахивает неосновательным обогащением ресурсоснабжающей организации. Ведь, действительно, потребления газа нет, а деньги плати. Мало того что абонента гоняют по кругам ада и не позволяют предотвратить наращивание этой самой задолженности, так еще и требуют ее погасить.
Когда ко мне обратился Виктор Подколзин, то пришлось обзванивать должностные лица и филиала «Газпром межрегионгаз Саратов» (ул. Советская), и «Газпром газораспределение» (ул. Комарова), которые делали вид, что не взаимосвязаны между собой. Последние требуют справку об отсутствии задолженности для установки нового счетчика, а филиал «Газпром межрегионгаз Саратов» не дает такую справку, поскольку по факту задолженность есть. При этом разъясняют все только в устном порядке и письменного отказа не дают.
Когда задавала вопросы должностным лицам филиала «Газпром газораспределение», на каком основании требуется такая справка и каким нормативным актом она предусматривается, то вразумительного ответа получить не смогла. Нет такой нормы закона.
Задаю вопрос должностным лицам филиала «Газпром межрегионгаз Саратов»: почему запрещают замену счетчика абоненту при наличии задолженности? Вразумительного ответа также нет. Получается замкнутый круг. Вот как вынуждают людей оплатить долги и еще поставить счетчик.
Действия газовиков больше похожи на шантаж. Кто установил такие правила? Ясно, что работники этих организаций на местах. Потому что им так проще: не разбираясь в каждой конкретной ситуации, не ходить по судам с исками о взыскании задолженности, а разом выбить деньги за непоставленный газ при установке нового счетчика.
Уважаемые сотрудники газовых компаний! Не радуйтесь тому, что на ваши действия бесполезно жаловаться и в прокуратуру, и в антимонопольную службу. При этом все же не забывайте, что вы, возможно, не всегда будете работать в этих организациях и когда-нибудь созданные вами негласные правила на вас же и отразятся. Только тогда вы уже будете либо безвластными, либо старенькими и пожаловаться вам также будет некуда.