Аэропорт, которого не ждали? Знакомство с главной заброшкой Балакова вселило надежы
Известие о том, что у нас в Балакове реанимируют старый аэропорт, молниеносно облетело весь город и регион, вызвав самый живой интерес. Скептики сразу же раскритиковали эту идею, ведь аэропорт не работает уже почти 20 лет.
За это время и взлётная полоса, и сам аэропорт со всеми прилегающими зданиями пришли, скорее всего, в полную непригодность.
«Легче, наверное, построить новый с нуля, чем вот это до ума доводить! Но им же надо бабло бюджетное отмыть», - высказал свое мнение водитель такси, на котором мы добирались накануне, 19 августа, к заветному объекту - главной "заброшки" Балакова.
Мы - это группа журналистов местных и саратовских СМИ, которые пригласил депутат Госдумы Николай Панков как раз для того, чтобы вместе с экспертами и чиновниками администрации на месте осмотреть не действующий аэропорт, оценить все перспективы возрождения некогда полноценного и востребованного воздушного сообщения.
Сразу скажем, аэровокзал и аэродромные постройки представляют собой печальное зрелище. Такое впечатление, что здесь некогда пронеслась орда Мамая, все круша и уничтожая на своем пути. Унылый пейзаж дополняет громадина недостроенного здания нового аэровокзала и заросшая бурьяном взлетная полоса.
Однако, как ни странно, здесь все же теплится жизнь. Частная «Приволжская региональная компания», которая обладает небольшим парком «кукурузников», по-прежнему базируется на этом поле и насколько это возможно оберегает огромное в 158 гектаров, хозяйство от желающих поживиться чужим добром. Почти все летчики и механики, включая директора компании, некогда работали здесь же, в этом аэропорту и хорошо помнят его былую славу, времена взлетов и время угасания. Они не смирились с ситуацией и до сих пор летают на АН-2, помогая фермерам выращивать хорошие урожаи на полях.
- Аэропорт был востребован. Отсюда совершали рейсы и в Одессу, и в Москву, и в Санкт-Петербург, Самару, Пензу, Саратов. Много летали по области, в тот же Базарный Карабулак, например. Здесь выполняли полеты такие самолеты, как Ан-24, Як-42. Технические рейсы выполняли ИЛ-76 и ТУ-154. Но в связи с общей ситуацией в стране в 90-ые годы начались проблемы. Количество рейсов стало сокращаться, денег на содержание авиапарка и зарплату персонала стало не хватать, акционерное общество было объявлено банкротом, за долги пришлось продать самолеты. Последний рейс с этого аэропорта был совершен в 1994 году. У нас в последнее время было три АН-24 и более восьмидесяти Ан-2. Я лично работал здесь до 1998 года, а потом мы создали свое собственное авиационное предприятие и стали охранять все это хозяйство, не дали развалить до конца. Было много желающих даже полосу разобрать. Мы всегда мечтали о возрождении аэропорта и считаем, что у него есть будущее. Однозначно будут востребованы южные направления и конечно же Москва.
Посмотрите, у нас же летом все поезда на Москву и на юг забиты, - поделился с нами своим мнением директор компании Михаил Бобров, работающий в авиации с 1982 года.
Он на правах старожила ознакомил депутата Госдумы Николая Панкова с местным хозяйством и заверил гостя, что у аэропорта есть все шансы для возрождения. В ходе общения
Один из самых главных вопросов, который пытался уяснить для себя депутат – в чьей собственности находится земля. Глава района Александр Соловьев привез вместе с собой документы, которые подтверждают: все 158 га земли находятся в федеральной собственности. А прилегающая к аэропорту территория принадлежит муниципалитету.
- Я почему акцентирую внимание на этом вопросе? Дело в том, что сейчас нужно понять до конца, возможна ли здесь организация и реконструкция аэропорта. А для этого очень важно, чтобы земли находились в государственной собственности. Чтобы не получилось, как в Сабуровке, когда 14 лет назад, как только там сказали по строительство аэропорта, сразу же вокруг стали скупать всю землю. И затем собственники земли предложили федеральному правительству выкупать землю по цене равной стоимости строительства взлетно-посадочной полосы. Федеральный центр на это ответил, что выкупать здесь землю под взлетно-посадочную полосу не будет, пусть региональная власть сначала решит все вопросы с собственниками. Теперь я убедился, что все разговоры о том, что эта земля принадлежит бизнесменам, на самом деле всего лишь слухи. И это немаловажно. Теперь необходимо и на прилегающие территории сделать обременение, чтобы они не ушли в частные руки. Эти участки могут понадобиться в случае реконструкции аэропорта, - сказал Николай Панков.
Николай Васильевич подчеркнул, что теперь нужно собрать профессионалов и специалистов для того, чтобы спланировать реконструкцию объекта. Чтобы определиться, каким должен быть аэропорт и на какой пассажиропоток он должен быть рассчитан. По мнению депутата аэропорт должен обслуживать не только региональные направления, но и обеспечивать связь со столицей.
На встречу приехал Владимир Потехин, который возглавлял аэропорт в последние годы его работы. Он рассказал Николаю Панкову, что взлетно-посадочная полоса здесь уникальна, практически вечная.
- Она состоит не из плит, а из цельного полотна, на котором нарезаны температурные швы. В 2000-ом году мы без всяких проблем продлили на пять лет свидетельство о летной эксплуатации. Но с тех пор ничего не изменилось. Она и сейчас в идеальном состоянии. Ее длина 2,5 км и ширина 42 метра. Она вполне пригодна на большегрузной авиации. Использовать ее только для малой авиации нецелесообразно. Мы делали бизнес-проект в 2001-ом году и просчитали, что наш аэропорт наравне с аэропортами Оренбурга, Самары и Орска имеет очень выгодное расположение для воздушного сообщения с Китаем. Так что в плане загрузки аэропорта никаких проблем не будет. Мы планировали в свое время открыть здесь даже пограничный пункт пропуска, чтобы облегчить растаможку товаров, - рассказал Владимир Александрович.
Николай Панков поручил главе района окончательно решить все юридические вопросы, связанные с подготовкой территории аэропорта к предстоящей реконструкции. Разобраться со всеми земельными и имущественными проблемами, если они есть, и подготовить проект. Он поблагодарил и тех кто сегодня эксплуатирует этот аэродром и не дал его окончательно разграбить. И местную власть, которая не распродала землю в частные руки. Депутат Госдумы сказал, что пока еще рано говорить о сроках сдачи аэропорта. На повестке дня - пока разработка проекта.
Он также сказал, что главным куратором проекта от начала и до конца должна быть общественность. В общественный комитет по наблюдению за работами должны входить не только специалисты, но и просто неравнодушные общественники, журналисты. Все должно происходить гласно, открыто и через самую широкую дискуссию.