Как вынести невыносимые налоги?
Саратовская область как и все регионы перешла на налогообложение объектов недвижимости от их кадастровой стоимости. Что это такое? А это расчет налога на имущество физических лиц по ставке 2% практически от рыночной стоимости коммерческого объекта при использовании его под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Это самые распространенные виды деятельности. Многих в очередной раз удивили полученные налоговые уведомления расчета налога на имущество физических лиц за 2018 год в которых за коммерческую недвижимость выставлены ощутимые суммы налога, начиная от 250 тысяч рублей за объект и больше, больше.
Раньше многие завидовали владельцам недвижимости. Считалось, что обладатель сего счастья практически в шоколаде. Многие помнят стремление приватизации «советских» магазинов, борьбу за право строительства коммерческой недвижимости на любом свободном клочке земли.
При планировании торговли было такое понятие как планово-убыточные магазины. Это значило, что планировались заранее убытки таких объектов в торговле, которые не приносили доход, но в силу показателя обеспечения территории объектами шаговой доступности применялась именно такая схема в экономике. Одни объекты были в прибыли, другие в убытках. В среднем получалась рентабельность. Всегда было понятие, проходные места, где максимальное количество потока покупателей, и не проходные места.
Также генеральными планами развития территории рассматривались технико-экономические показатели на одного жителя по обеспеченности объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, здравоохранения, образования и т.д. Да много ли каких показателей при планировании территории муниципалитета рассчитывалось, вот только на практике мало что применялось и раздавали разрешения на строительство без разбора на всё и вся на каждом свободном земельном участке. Результат - переизбыток всего. В принципе при таком подходе это было ожидаемо.
Многие обратили внимание как пестрит сейчас объявлениями недвижимость: аренда, продам, сдам, закрыто. Так же наблюдается огромное количество высвобождаемых площадей в административно-торговых центрах. Даже чувствуешь себя неловко, проходя мимо завешенных для отвода глаз красочных плакатов на витражах отделов: «Скоро открытие...», которого вряд ли можно дождаться...
Так почему возникли такие невыносимые налоговые условия? В чем причина? Оказывается Налоговый Кодекс РФ устанавливает налоговые ставки (ст. 406 НК РФ) 2-х процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса и 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Однако налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Но почему же представительные органы муниципальных образований не применяют данное положение?
Оказывается по другую сторону баррикад есть свои правила, которые взаимоисключают возможность применения субъектами ставок ниже максимальных. Только при применении максимальных ставок возникает право на дотации и субвенции из федерального бюджета. Кто же захочет отказать себе в их получении? Что же теперь делать владельцам недвижимости? Поднимать аренду, продать недвижимость на которую уже и спроса нет или просто все бросить и закрыть?
Если обратиться к историческим примерам, то можно много интересного узнать о выходе из кризиса в разные времена. Может все же следует прислушаться и не наступать на грабли? Так например в начале Первой мировой войны, Америка нуждалась в больших финансовых ресурсах, и государство увеличило налоги. К 1918 году налоговая ставка выросла до 77%. Несколькими годами позднее (1925 г.) президент Кальвин Кулидж начал осуществлять серию сокращений налогов, в результате которых предельная ставка налога была снижена до 25%. Снижение налогов оказало сильнейший стимулирующий эффект на экономику: за четыре года объем производства удвоился, при этом резко упал уровень безработицы. Говоря о дестимулирующем эффекте увеличения налоговых ставок, отмечено, что изъятие у налогоплательщика свыше 40-50% доходов является пределом, за которым стимулы к предпринимательской инициативе ликвидируются, начинается спад производства. Таким образом формируются целые группы налогоплательщиков, осуществляющих поиск всевозможных незаконных методов ухода от налогообложения. Однако однозначной величины эффективной ставки не существует. В подобной ситуации главная задача государства заключается в установлении на основе экономически обоснованных расчетов предложений по оптимальному режиму налогообложения, не подавляющему экономическую активность налогоплательщиков и обеспечивающему необходимый уровень налоговых доходов. Анализ налоговой нагрузки обязательно должен учитывать структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам.
Американский профессор Артур Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям. Им была предложена кривая для интерпретации взаимосвязи между ставкой налога и доходами бюджета от налогов (поступления в бюджет), демонстрирующая зависимость между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений, определяющая оптимальную налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимум.
Он считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Экономический эффект заключается в положительном воздействии того, что понижение в налоговой ставке воздействует на производство, выпуск продукции и безработицу (и таким образом на налоговую базу) путем обеспечения инициативы по увеличению экономической деятельности. Рост налоговой ставки, напротив, имеет экономический эффект «наказывать» участников экономической налогооблагаемой деятельности. Так как снижение налогов создает инициативу по выпуску продукции, росту занятости и производства, оно также помогает сбалансировать бюджет путем уменьшения правительственных расходов. Быстрорастущая экономика предполагает меньшую безработицу и более высокий доход, что повлечет за собой уменьшение программ по безработице и других программ по повышению благосостояния.
Да, американцы думают, считают... А мы? Будем ли мы искать выход или будем добивать бизнес высокими налоговыми ставками и их повышением?
Найдется ли в Саратовской области свой Лаффер, который сможет проанализировать состояние экономики, построить её кривую и сделать соответствующие выводы в формировании доходной части бюджета не только посредством применения максимальных налоговых ставок, но и необходимости введения различных стимулирующих условий ведения бизнеса.