АРХИВ:

Былое и думы. Когда зимой еще никто не ездил

20.11.2019 10:50 | 3927#
Былое и думы. Когда зимой еще никто не ездил

Сегодня и, надеемся, впредь, мы будем давать слово нашему земляку Андрею Геращенко, который на своей странице вконтакте публикует яркие воспоминания о молодости через понятные и простые образы и предметы. Сегодня - воспоминание о советском автомобиле-легенде.

Хочу рассказать о первом моем автомобиле - Москвич-408 (МЗМА - Московский завод малолитражных автомобилей - так он тогда назывался, впоследствии - АЗЛК (автозавод им. Ленинского комсомола)), выпуска 1966 года.

Это отцовский Москвич. Рычаг переключения передач у него был на руле. Под рулем алюминиевая рукоятка в виде ручки клюки. Потянув за неё, включали стояночный тормоз. Общая (сплошным диваном) подушка переднего сидения, спинки правда были раздельные. Кстати, в разложенном виде получалась удобная ровная поверхность — реально двуспальная кровать. Четырехцилиндровый уфимский двигатель мощностью 50 л.с. (всего-то!). Воздушный фильтр представлял из себя внутри подобие мочалки (думаю кокосовый очес) пропитанной маслом. Эту "мочалку" надо было регулярно мыть в бензине и менять масло в её поддоне. Карбюратор с окошком! Увы, переполнялся часто. Приходилось отвинчивать окошко, сливать часть бензина из камеры, слегка потряхивать пальцем поплавок — соринка выпадала из под иглы и можно было заводить. Кстати, бензин он тогда кушал АИ-72 и АИ-76.

Утюг утюгом. Но отец его любил, ухаживал за ним, меня учил ездить на нем. Зимой не ездил - печка чисто номинальная, да и антифриз не зальешь - побежит из всех щелей. Поэтому - только вода. Масло АС-8 (автол), в мост - гипоидное масло, которое в мороз застывает так, что на буксире колеса заднего моста не проворачивались и скребли, как наглухо заторможенные. Тогда никто зимой не ездил, разве что обладатели теплых гаражей.
Шприц с солидолом (литола и прочих изысков тогда не было) — главный инструмент для смазки всей ходовой и кардана. Пресс-масленки везде. И мазать надо было довольно часто. А после поездки в слякоть — обязательно. Вот такой суровый советский авто.

Наездил отец на нем за всю жизнь 28 000 км (!) и я чуть-чуть. Потом автомобиль в конце 80-х перебрался в Рыбинск. Сестра с мужем там на нем ещё ездили года два-три.

В 1978 году, учась в институте, я получил первые права. Кстати, раньше в правах не было отметки о дате выдачи первичного удостоверения, и когда я лет пять назад оформлял КАСКО на один из своих авто, встал вопрос о водительском стаже. В архиве МРЭО инспектор долго искал записи, потом сунул мне старый потрёпанный журнал в виде амбарной книги со словами - ищи сам.
Нашел! 1978 год. Запись перьевой ручкой, которую макали в чернильницу, о выдаче мне в декабре 1978 года водительского удостоверения. Того, самого первого! Там же были много фамилий моих одногруппников институтских. Иных уж нет, а те далече...

Но вернемся к Москвичу. Это был своеобразный автомобиль. До появления ВАЗов и М-412 считался шикарным в своем классе. "Волга" была недосягаема - её распределяли передовикам-орденоносцам и партийной верхушке.
На скорости 80 км/ч казалось, что взлетаешь. Рулевое становилось дряблым, ослабевало сцепление передних колес с дорогой, а задняя часть (мост на рессорах) начинала жить собственной жизнью. Её подбрасывало на ухабах и корма прыгала, как мячик. Всё! Дальше гнать было опасно.

Но я любил этот автомобиль. Той, первой, любовью. Потом у меня было их очень много. И сейчас - три. О них я как нибудь потом расскажу.
Но этот заслуживает отдельной темы с портретами.
Он и сейчас жив, но пребывает в летаргическом сне . В Рыбинске у моей младшей сестры в огороде стоит. Она говорит, - даже заводили недавно...

***
На первом фото я с дочерью в 1984 году, когда ездил иногда на этом динозавре. Мне тогда 24 года, мы приезжали в отпуск с Севера, где я работал. Эх, годы! Ни сбросить, ни продать!
На втором - салон ветерана.
На третьем - моторный отсек.
На четвертом и пятом - трехлетка дочь с этим Москвичем-408. Ему тогда исполнилось около 18 лет.
А на последнем фото - он на пенсии в Рыбинске, в огороде. Здесь ему уже за пятьдесят. Он пережил моего отца.
Хороший автомобиль! Не могу сказать - был. Он есть и сейчас. Буду в Рыбинске - попробую толкнуть старый мотор, послушаю его "голос", который так радовал меня когда-то.

Наша справка

«Москвич 408» — советский четырёхдверный седан, родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич». Существовали связанные модели с кузовами «пятидверный универсал» — «Москвич-426», и фургон — «Москвич-433», а также многочисленные модификации.
Выпускался в Москве на заводе МЗМА (позднее АЗЛК) с августа-сентября 1964 года по декабрь 1975 года.
С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно.
«408-й» отличался стильным и современным по меркам середины шестидесятых годов дизайном, имел достаточно высокие уровни комфорта и комплектации для своего времени и класса. Однако автомобиль сохранял устаревший и уже недостаточно мощный нижневальный двигатель, унаследованный от предыдущих моделей «Москвичей», а также коробку передач с не синхронизированной первой скоростью.
Помимо продажи населению, седан Москвич-408 использовался милицией и ГАИ. Делались попытки использования автомобиля (как седана, так и универсала) в такси, но из-за недостаточной долговечности и тесного салона по сравнению с автомобилями «Волга» успеха они не имели. Универсалы и фургоны широко использовались торговыми организациями в качестве развозных автомобилей, причём «Москвичи»-универсалы, в отличие от универсалов на базе «Волги», были товаром народного потребления, то есть продавались населению, хотя и в не очень больших количествах.
До конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году — около 45 % выпуска, в 1967 — около 51 %, в 1969 — около 64 %.

Былое и думы. Когда зимой еще никто не ездил
Былое и думы. Когда зимой еще никто не ездил
Былое и думы. Когда зимой еще никто не ездил
Былое и думы. Когда зимой еще никто не ездил
Былое и думы. Когда зимой еще никто не ездил
Былое и думы. Когда зимой еще никто не ездил
Автор: Андрей Геращенко
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА
19.04.2024 9:39 | 174 | 2

Приглашаем на работу