И спускаемся мы с покоренных вершин
Ранее на страницах газеты «Суть» я писал о том, как весной этого года за тридцать дней проехал на велосипеде две тысячи километров от Каспия до Черного моря. На этот же раз запланировал пройти всего лишь семьсот, но каждый из дней был максимально наполнен событиями и впечатлениями. Речь об осеннем Краснодарском крае.
В Краснодар мой поезд прибыл ранним утром. На перроне прохладно, все вокруг заволокло небольшим туманом. Проводник помог выгрузиться из вагона, ведь помимо велосипеда с собой у меня много разных вещей, необходимых для автономного существования. Краснодар – большой и красивый город, но мне удалось осмотреть лишь малую часть его достопримечательностей. В большей степени меня интересует не это, а горы, куда я хотел скорее попасть. Поэтому во второй половине дня взял курс на Горячий Ключ, Апшеронск и Майкоп. В столице Адыгеи как раз проходил массовый велозаезд, чем я непременно воспользовался, немного проехавшись по улицам города с участниками. Мне очень понравился этот уютный город. Здесь есть большой парк с озером, красивая соборная мечеть, а еще много велосипедистов. В пригороде часто можно наблюдать тренировки спортсменов на шоссейных велосипедах, приезжающих сюда из разных регионов. В селении Тульское, что в часе езды от Майкопа, познакомился с велосипедистом по имени Андрей. Он пригласил меня остановиться и заночевать у него дома. Мы вместе очень вкусно поужинали и вели беседы до глубокой ночи. Между коллегами по колесу и педалям всегда есть что обсудить. Не- смотря на краткий сон, ранний подъем никто не отменял. Прощаюсь с Андреем и его семьей. До следующей остановки в посёлке Каменномостское всего-то тридцать километров. Но сегодня больше проехать мне не суждено, так как здесь есть много интересного. Оставив велосипед под охраной, отправился пешком осматривать водопады реки Мишоко и Руфабго, Хаджохскую теснину, каменоломню и старые печи. В итоге пешком прошел столько же, сколько и проехал на велосипеде. К вечеру еле стоял на ногах, а палатку ставил ночью при свете фонарика. Уже давно заметил, что здоровый сон в горах к утру всегда восстанавливает силы. Поэтому, когда проснулся, чувствовал себя как ни в чем не бывало. Это хорошо, ведь день обещал быть непростым. От станицы Даховской взбирался на высоту в две тысячи метров до плато Лаго-Наки. Частенько останавливался для осмотра окрестностей. Чем выше поднимаешься, тем больше можно увидеть. По пути заехал на экскурсию в Большую Азишскую пещеру. Тут же на ярмарке закупил вкусного сыра и адыгейской соли. Говорят, что местные в приготовлении блюд простой солью редко пользуются. Вход на плато Лаго-Наки тоже платный, так как большая его часть входит в состав Кавказского заповедника. Здесь начинают свой путь многие пешие туристы. С велосипедом я смог продвинуться совсем недалеко, но был доволен и этим. Как же хотелось поставить палатку в таком шикарном месте! Но время не имеет свойства останавливаться, поэтому неспешно перекусываю и спускаюсь по каменистой дороге в поселок Мезмай. В переводе с адыгейского его название означает «лес яблок», а еще называют «медвежьим углом». Тут я собирался остановиться на два дня.
За это время пешком посетил знаменитую Орлиную полку, водопад Исиченко и Гуамское ущелье. Последнее известно тем, что там проходит узкоколейная железная дорога, по которой раньше вывозили лес из Мезмая. Сейчас функционирует только часть пути. Из хутора Гуамка регулярно ходит экскурсионный вагончик. На ночлег останавливался в частном доме, а у хозяина закупился травяным чаем. Буду пить его дома и ностальгировать холодными зимними вечерами. За пару дней успеваю соскучиться по двухколесному другу, хотя еще многое здесь осталось неизведанным. Выехал из поселка на исходе дня, а ночевать собирался возле обзорной площадки, куда еще надо было забраться. Подъем дался не просто, но здесь меня ждала удача. Я познакомился с Эллой и Андреем Тельминовыми из Майкопа. Андрей в прошлом был учителем, а Элла детский медицинский психолог. Меня угостили вкусным бутербродом и чашкой кофе, что на тот момент было очень кстати. А еще так приятно с ними поговорить! Они очень открытые и добрые люди. Такие встречи запоминаются на всю жизнь. Очень жаль, что постеснялся тогда сделать совместное фото.
В Апшеронск дорога идет все время вниз, местами мне удавалось развивать скорость до 70 км/ч, что весьма неплохо для груженого велосипеда. Первым делом пополнил запасы провизии, которые совсем истощились за последние пять дней. Еще удалось выйти в Интернет, который был все это время недоступен, каждый день я старался описывать путешествия на своей страничке в соцсети. Прогноз погоды обещал, что следующий день будет дождливым. Так и произошло. Едва пересек Шаумянский перевал, как меня накрыл непрекращающийся ливень. Из Туапсе до Сочи решил ехать на пригородном поезде, так как еще дома меня многие отговаривали ехать по автотрассе, в связи с ее повышенной опасностью. Поезд идет прямо вдоль берега моря, из окна вагона на горизонте видны исполинские, устрашающего вида тучи, а волны с невероятной силой обрушиваются на берег. Сочи производит приятное впечатление, тут тепло и чисто. Один день провел в прогулках по городу, а на другой отправился по тропе к осмотру Агурских водопадов.
К сожалению, для меня отпуск подошел к концу, и немного грустно, потому что очень хочется продолжить свой путь. Лучше всего передать настроение в этот момент смогут строки одной из песен Владимира Высоцкого:
- В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.